Сталинский ампир в Петербурге.
Сталинская архитектура (сталинский ампир, сталинский неоренессанс), а также сталинская готика или социалистическим классицизмом, так называют архитектуру Советского Союза под руководством Иосифа Сталина между 1933 годом, когда был официально утвержден проект Бориса Иофана для Дворца Советов, и 1955 годом, когда Никита Хрущев осудил «перегибы» последних десятилетий и распустил Всесоюзную академию архитектуры. Сталинская архитектура связана со школой социалистического реализма в искусстве и архитектуре.
Мы решили вспомнить о стиле с размахом, где монументальность переплетается со вполне уместной помпезностью. Выбрали семь самых известных и интересных зданий самой пафосной эпохи советского зодчества — сталинского ампира.
1. Дом Советов - Московский проспект, 212.
Главное произведение сталинского ампира в Петербурге. Его начали строить под руководством архитектора Ноя Троцкого в 1936 году. На тот момент Дом Советов был высотной доминантой южной части города: восемь этажей и огромный портик с колоннами. Здание не успели полностью завершить до начала войны. Во время блокады тут находился наблюдательный пункт артиллерии, а затем и штаб Ленинградского фронта.
Дом Советов должен был стать центром нового административного квартала: власти Ленинграда хотели отвести основные учреждения подальше от границы с Финляндией.
Но потом война закончилась, граница отодвинулась далеко на север, а Дом Советов в итоге стал обычным научным учреждением. Сейчас его помещения сдаются в аренду, а первоначальный вид утрачен: так, прекрасный зал заседаний был в итоге разделен на небольшие конторки.
2. Надземный павильон станции метро «Кировский завод»
Период строительства подземки в Петербурге пришелся на годы сталинского ампира. Так что постулат искусствоведов о том, что стиль с размахом особенно ярко проявил себя в оформлении павильонов станций метро, подкреплен весьма веским аргументом. Влияние монументального ампира невооруженным взглядом угадывается чуть ли не во всех станциях «красной ветки». И если убранство станции метро «Автово» отмечают во всем мире, от петербургских краеведов до журналистов британского The Guardian, то про павильон станции «Кировский завод» многие забывают.
Эта станция открыла свои двери в 1955-ом году, став частью первой очереди Ленинградского метрополитена. Среди ярких элементов взгляд сразу отмечает массивные дорические колонны, отчего постройка уж очень напоминает древнегреческий храм. Всего колонн 44. Но ключевой особенностью и памятником прогресса является все-таки люверсное освещение, которое впервые применили в работе над станцией метро. Осветительные приборы необычны тем, что лампы дневного света скрыли под сквозной решеткой. Кажется, что над головой распростерлось открытое небо.
3. Ансамбль Светлановской площади - проспект Энгельса, 21, 23, 25э.
До 1950-х годов никакой Светлановской площади не было: стояла церковь, несколько деревянных домиков, дома с курами и гусями. Потом все это снесли и построили один из самых красивых архитектурных ансамблей поздней сталинской эпохи. Архитекторы Белов, Савкевич и Шретер спроектировали три здания, которые образуют полукруг. Здания построены из монолитных блоков и снабжены прямолинейными массивными эркерами и огромными окнами.
4. Дом с кинотеатром «Дружба» - Московский проспект, 202.
Большинство петербуржцев уже и знать не знают о кинотеатре «Дружба», хотя там можно посмотреть все те же самые фильмы, что и в крупных сетевых синематеках, только за умеренную плату. Однако каждый, кто хоть раз бывал на Московском проспекте, наверняка замечал фундаментальное многоэтажное здание, первый этаж которого и отдан под государственный кинотеатр.
Дом с кинотеатром «Дружба» — первая десятиэтажка советского Ленинграда. Причем ее даже удостоили премии Всероссийского конкурса в номинации «Лучшее жилое здание». Построили его в 1953 году по проекту архитекторов М. Е. Русакова и В. М. Фромзеля. Кинотеатр на первом этаже дома начал работать позднее — в 1956 году. Сперва «Дружба» была исключительно детским кинотеатром, а сейчас здесь показывают кино для зрителей любых возрастов.
5. Станция метро «Автово».
Первая очередь Кировско-Выборгской линии Ленинградского метрополитена оказалась по своему виду очень московской: богато оформленные станции-дворцы со множеством панно, с лепниной и прочими виньетками. А конечная (на тот момент) станция вышла вдвойне московской: «Автово» — редкая для нашего города станция неглубокого заложения. И одновременно самая красивая. Круглые колонны с медными и стеклянными узорами, плоский потолок с лепниной, поделенный на сектора и полукруглая лестница на выходе, — воистину дворец.
6. Вокзал в Царском Селе - г. Пушкин, Привокзальная площадь.
Удачный пример вокзальной архитектуры сталинского периода и символ массовой «пушкинизации» всей страны. Станцию открыли буквально через год после 150-летнего юбилея поэта, а ее внутреннее убранство пестрит различными художественными упоминаниями его биографии: барельефы Дельвига и Жуковского, плафоны с изображением поэта, наконец, его бронзовая статуя в центральном зале — архитектор Левинсон создал даже не вокзал, а, скорее, мемориал Пушкина, в котором по какой-то нелепой случайности оказались кассовые залы, платформы и подземные переходы.
7. Дом со шпилем, или «Генеральский дом» - Московский проспект, 19.
Пожалуй, по меркам ударного советского времени, когда у кормила находился вождь народов Иосиф Сталин, строительство здания на Московском проспекте является воистину затяжным. Начали его в предвоенный 1940 год, а закончили только в 1953 году, когда Сталин умирает, а в стране наступает переломный момент.
По тем временам 9 этажей считались достаточно серьёзной высотой, а шпиль со звездой и венком, венчающий постройку, стал и вовсе новой городской достопримечательностью, посмотреть на которую приезжали из других районов Ленинграда.
Даже самому невнимательному и далёкому от архитектуры человеку, разглядывающему фасады дома, будут сразу заметны живописные фигуры, сидящие у основания башни, исполненные на морскую тематику: мужчины и женщины поддерживают руками якоря, а звезда на вершине шпиля, над которым работали служащие Адмиралтейских верфей, служит одновременно красивым элементом декора и настоящим флюгером. Из-за своего шпиля, высота которого достигает 76 метров, дом виден почти из любой точки Московского проспекта, именно за счёт этого он является единственной в городе сталинской высоткой, а не самым типичным домом того времени.
В доме стали селиться влиятельные советские люди: политики и военные, за что дом в народе прозвали «генеральским», однако с ходом времени лик обитателей поменялся, так что к 1962 году, когда на свет появился будущий культовый музыкант Виктор Цой, здесь жили простые советские люди, многие из которых существовали в стеснённых условиях. Так было и в случае с Цоем: первые годы своей жизни он провёл в проходной комнате.
Здесь выдают
ставки
ставки
Следующая запись: Питер: Инструкция по применению - 27 января 2017 в 11:59
Лучшие публикации