Самые интересные места Васильевского острова.
Васильевский остров один из старейших и больших островов Петербурга. Изначально Петр Первый хотел сделать Васильевский остров центром столицы. В начале XVIII века здесь было построено первое каменное здание Санкт-Петербурга — Меншиковский дворец для князя А. Д. Меншикова.
Расположенные здесь Ростральные колонны и здание Биржи служат напоминанием о том, что некогда здесь находился городской торговый порт. Позже Васильевский остров утратил свое первоначальное назначение и стал средоточием интеллектуальной жизни. Именно здесь расположен университет и множество музеев, в том числе первый музей Петербурга – Кунсткамера.
Большинство первых жилых домов и храмов сохранились до нашего времени, лишь слегка изменившись. Здесь расположены такие памятники архитектуры как здание Академии художеств (авторы - А. Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот), здание Горного института, Дом Академиков, в котором в разное время проживали 26 великих российских ученых, здание Гостиного двора, два каменных сфинкса, смотрящих друг на друга и другие.
1. Меншиковский дворец - Университетская набережная, 15.
Одно из самых первых зданий на территории Васильевского острова принадлежало главному сподвижнику Петра Первого. По легенде, царь ему сказал, что отдаст ту землю вдоль берега, которую не займут будущее здание Двенадцать коллегий, и тогда хитрый царедворец поставил здание торцом к Неве, а себе отстроил по проекту архитектора Фонтана роскошный дворец, выходящий фасадом на Неву.
2. Двор филологического факультета СПбГУ - между Университетской набережной и Менделеевской линией.
Знаменитый ныне двор филфака СПбГУ стал заполняться скульптурами с 2002 года. Теперь тут есть и странноватая абстракция "Размышление", и технократические этюды, и знаменитая бегемотиха, которую гладят студенты перед экзаменами. Кроме того, именно тут установили первые памятники Бродскому и Блоку. Автора "Конца прекрасной эпохи" изобразили в виде головы, стоящей на чемодане (с намеком на его эмигрантскую судьбу), а создателя поэмы "Двенадцать" разместили прямо под окнами бывшего кабинета его отца - Блок получился не просто худой, а худосочный, надломленный, пытающийся справиться со стихией.
3. ДК имени Кирова - площадь Собчака.
Одно из последних зданий, построенных в стиле конструктивизма в то время, когда уже всюду стал насаждать сталинский ампир. Получился дворец с массивными колоннами и огромными стеклами. Его автором стал знаменитый архитектор Ной Троцкий, также спроектировавший Дом советов на Московской площади. Тут до сих пор размещаются различные кружки и секции, часть помещений сдана арендаторам, но судьба здания туманна из-за споров между владельцами.
4. Подводная лодка Д-2 "Народоволец" - Шкиперский проток, 10.
Это целая экспозиция, размещенная прямо на борту подлодки. Весь облик подводной лодки Д-2 (от корпуса до отсеков и мест работы экипажа) воссоздан в том виде, в каком он был во время Великой отечественной войны. Сама экспозиция посвящена действиям советского флота и эскадр союзников во время Второй мировой.
5. Смоленское лютеранское кладбище - между переулком Декабристов и набережной реки Смоленки.
Это старейшее из неправославных кладбищ Петербурга и одно из самых мрачных: по ночам здесь царит кромешная тьма. В XVIII-XIX веках же здесь хоронили многих архитекторов и деятелей искусства, работавших в России и тут скончавшихся (вроде архитектора Тома де Томона). Но после октябрьской революции надгробия перенесли в некрополь Александро-Невской лавры, где организовали Музей городской скульптуры, и кладбище пришло в запустение. До сих пор многие склепы находятся в полуразрушенном состоянии: за ними просто некому ухаживать. Среди прочих, здесь похоронены математик Эйлер, первый директор Царскосельского лицея Энгельгардт, отец академика Капицы с семьей, дипломат Ламсдорф, канцлер Ниссельроде, основатель Одессы Дерибас, первый глава еще царского Российского футбольного союза Макферсон.
6. Кунсткамера - Университетская набережная, 3.
Это здание - плод мечты Петра Первого о музее европейского типа в российской столице. Впервые о создании коллекции уродцев и прочих чудес со всего света царь задумался еще во время своего Великого Посольства. Строительство здания началось в 1716 году, но насладиться музеем Петр не успел: к моменту его смерти 1725-м тут не было даже потолков. Окончательно здание достроили в 1733 году, его увенчала башня с обсерваторией.
От Кунсткамеры берут начало сразу несколько российских музеев: этнографический, биологический, зоологический и другие. В самой же Кунсткамере остался Музей антропологии и этнографии: петровские уродцы и экспонаты из жизни народов мира.
7. Стрелка Васильевского острова
Первоначально здесь находился первый торговый порт в Петербурге. В конце XVIII века было решено перестроить территорию. Сначала Кваренги, а потом Тома-де-Томон воздвигли здания пакгаузов, а также похожую на греческий храм новую Биржу (которая потом стала Военно-морским музеем, а сейчас вновь обрела прежнее предназначение). Ну, а главным элементом ансамбля стали знаменитые Ростральные колонны, установленные в честь побед русского флота в XVIII веке.
8. Лютеранская церковь Святого Михаила - Средний проспект В.О., 18.
Церковь построили в 1876 году по проекту военного инженера Бульмеринга. Это один из первых образцов поздней российской псевдоготики: остроносая башенка, полукруглые своды, огромные и массивные деревянные двери. Красота неописуемая. Здесь располагалась там немецкая община, которая образовалась после отделения от нее эстонской. Потом, при советской власти церковь закрыли, вернули ее Лютеранской общине только в 1992 году. Здание реконструируется. Для окончательного восстановления фасадов - на крыше отсутствуют 13 башенок-пиннаклей и готические решетки - требуются очень большие средства.
9. Сфинксы и Грифоны - набережная Лейтенанта Шмидта, около Академии Художеств.
Египетские сфинксы на Университетской набережной являются одним из неофициальных символов Санкт-Петербурга. Спуск к Неве на Университетской набережной является обязательным местом посещения для туристов. Знаменитые фигуры Сфинксов были установлены на набережной напротив здания Академии Художеств в Петербурге, созданной по проекту архитектора К.А.Тона в 1832-1834 годах. Их возраст почти 3500 лет. Сфинксы в Петербурге уникальны, так как они единственные так хорошо сохранившиеся изваяния из Древнего Египта.
В мифах некоторых народов Древнего Востока грифонами называли фантастических чудовищ с туловищем льва, крыльями и головой орла или льва с острыми когтями и, как правило, белоснежными крыльями. Знаменитых грифонов поставил скульптор Геде. До начала XX века грифоны стояли на набережной около Академии художеств, но вскоре бесследно исчезли. Их восстановили в 1950-е годы. Говорят, если положить руку в пасть одного из них и загадать желание, то оно обязательно сбудется.
10. Академия Художеств - Университетская набережная, 17.
Здание работы Валлен-Деламота было построено в 1780-х годах. Художников тут обучают до сих пор. Примечателен двор академии: полукруглый, серый, мрачный мощеный брусчаткой и имеющий выходы только через двери. Строгость композиции немного разбавляет памятник основателю вуза графу Шувалову.
Обычно после завершения строительства макеты оставались под крышей построенных зданий. Позднее в Петербурге появилась традиция передавать эти точные уменьшенные копии в Академию художеств. Ведь макеты позволяют зрителю разглядеть даже самые мелкие детали сооружения, которые частенько незаметны при изучении любого архитектурного шедевра. Так и появился музей макетов зданий, который до сих пор базируется на Университетской набережной. Там, к примеру, можно увидеть Смольный и Исаакиевский соборы в разрезе, причем сделанные крайне скрупулезно, там учтены все самые мелкие
Следующая запись: Питер: Инструкция по применению - 12 января 2017 в 11:56
Лучшие публикации