Здесь выдают
ставки
ставки

Лучшие картины мирового искусства, которые можно увидеть в Петербурге
Всего того, что музеи Петербурга могут предоставить человеку с эстетическим голодом, и не перечислить. Скульптуры, картины, украшения, произведения декоративного-прикладного искусства и многое другое делают Петербург одной из ярчайших сокровищниц мира. Мы отобрали 9 известных и интересных картин, которые стоит увидеть, прогуливаясь по музеям.
1. Картина Ивана Айвазовского «Девятый вал»
Одна из самых известных и красивейших картин русского художника-мариниста «Девятый вал» была написана Иваном Айвазовским в возрасте 33 лет, когда он уже находился на пике своей популярности и на вершине творческого успеха.
К тому времени, когда Айвазовский вот-вот должен был очередной раз вдохновиться бушующим видом моря, им уже был куплен небольшой и уютный домик в Феодосии, близ побережья Чёрного моря, где художник любил часто прогуливаться и общаться с моряками. На очередной такой прогулке он вновь разговорился с матросами, служащими на небольшом судне, которые рассказали ему любопытное поверье, ставшее основой сюжета для картины «Девятый вал».
Как гласит легенда, с древних времён среди моряков принято считать, что во время бури самой губительной волной является девятая — самая сокрушительная и не знающая пощады, которая не оставляет живых и одинаково жестока как к животному, так и к человеку. Услышав эту историю, Айвазовский задумал изобразить на холсте противостояние человека грозной морской стихии, когда он находится на последней стадии борьбы, буквально уже изнемогая от битвы, но ещё сохраняя надежду, и с верой глядит на горизонт, где небо будто уже начинает разъясниваться, неся долгожданную пощаду и избавление.
На своей новой картине Айвазовский изобразил море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение, у коих остался только обломок мачты, за которую они исступленно хватаются, готовясь встретить смертоносную девятую волну.
С мастерством, которым художник снискал звание академика и славу первого живописца России, Айвазовский особенно чётко, при помощи игры со светом, прорисовывает борьбу бушующего моря и цепляющихся за жизнь людей. Одновременно с явным драматизмом сюжета мастер словно даёт зрителю надежду, рисуя восходящее солнце, которое своими ласковыми золотисто-розовыми лучами пронзает водную гладь и словно успокаивает героев трагичного путешествия.
Каждая деталь на произведении искусства будто живёт своей жизнью, находясь в постоянном движении: волны вот-вот готовы обрушиться с холста на зрителя, фигуры четырёх людей, замершие в предчувствии гибели, крепче хватаются за мачту, а занимающееся над горизонтом солнце уже начинает греть замёрзшую кожу и золотить поверхность бунтующего моря.
— ст. м. Гостиный двор, Русский музей, Инженерная ул. 4
2. Картина Рембрандта Харменса ван Рейна «Даная»
В собрании Эрмитажа картина появилась после того, как Екатерина II начала подбирать шедевры для Эрмитажа и попросила у писателя Дени Дидро, с которым близко общалась, помочь ей с подбором живописи для коллекции. Дидро обратил внимание императрицы на часть коллекции французского коллекционера Кроза, которая и была в 1772 году приобретена Екатериной. В числе картин оказалась и рембрандтовская «Даная».
Сюжетом, вдохновившим Рембрандта на создание произведения, является знаменитый древнегреческий миф о Данае — матери Персея, и его традиционный сюжет, легший в основу композиции: явление Зевса в виде золотого дождя к находящейся в заключении Данае, которую посадил в темницу её отец Акрисий.
На картине изображена лежащая на роскошной кровати обнажённая женщина, на которую падает мягкий золотистый свет из-за полога, который распахнут её служанкой, стоящей на заднем фоне. Женщина с лёгкой полуулыбкой на устах протягивает руку навстречу свету и ленивая прелесть её тела, нега словно разлитая в воздухе, говорят о том, что Даная только что пробудилась ото сна. Над изголовьем кровати можно заметить младенца с крыльями, на лице которого изображено страдание. В противовес произведениям других художников, использовавших этот сюжет, Рембрандт не рисует золотой дождь, символизирующий Зевса, а заменяет его на льющийся золотой свет. Из-за подмены мифологической детали, исследователи даже одно время считали, что на картине изображена не Даная, а персонаж Ветхого Завета жена Потифара или Вирсавия. Однако со временем всё же пришли к мысли, что на картине нарисована именно прекрасная Даная.
— ст. м. Адмиралтейская, Государственный Эрмитаж, Дворцовая пл. 2
3. Картина Энди Уорхола «Портрет Петера Людвига»
В Мраморном дворце в конце весны вновь открылась экспозиция Музея Людвига, которая знакомит горожан с шедеврами поп-арта и концептуального искусства. Среди них отдельное место занимают работы Энди Уорхола, Пабло Пикассо и картины современных русских художников.
И хоть казалось бы, что у американского эксцентрика Энди Уорхола есть работы и познаменитее, и получше, однако «Портрет Петера Людвига» — картина, сделанная с немецкого коллекционера Петера Людвига, чьим именем и названа экспозиция в Русском музее, заслуживает того, чтобы её увидеть хотя бы из-за одного того, что она была создана руками Уорхола — ярчайшего концептуального художника минувшего столетия.
Нужно отметить, что первая экспозиция, посвящённая поп-арту и концептуальному искусству, открылась в Мраморном дворце ещё двадцать лет назад, однако в 2014 году коллекция шедевров отправилась в путешествие по Бразилии, где их демонстрировали в картинных галереях и музеях. В этом месяце работы снова вернулись в музей, увеличившись в своём количестве: фонд Людвига продолжает дарить Русскому музею работы мастеров XX столетия. Если на первой выставке, прошедшей в 1995 году, коллекция насчитывала 33 работы, сейчас их уже больше 150, и почти столько же почти столько же — в фондах. Их планируют выставлять в зале сменных экспозиций.
— ст. м. Невский проспект, Мраморный дворец, Миллионная ул. 5/1
4. Картина Николая Рериха «Ойрот — Вестник Белого Бурхана»
Согласно алтайской легенде хан Айрон является последним потомком великого завоевателя Чингисхана и последним правителем его империи. Побеждаемый противниками, Ойрот таинственно исчез со своими воинами, но обещал вернуться, когда изменятся очертания Белухи — горы Катын-баш. Бурхан — у монголов-буддистов дословно означает «будда», «воплощение святого» — бога.
Картина была написана художником и путешественником Николаем Рерихом в 1925-1926 годах. Она продолжает тему исследования жизни, многолетних странствий Рериха по Востоку и знакомству с местными обычаями. Кроме того, в постоянной экспозиции Музея-института есть и другие знаменитые полотна: картины Святослава и Николая Рерихов.
— ст. м. Васильевский остров, 18-я лин. ВО, 1, Музей-институт семьи Рерихов
5. Картина Казимира Малевича «Трусливый»
Разумеется, чтобы увидеть одно из самых знаменитых произведений Казимира Малевича «Чёрный квадрат», нужно ехать в Государственную Третьяковскую галерею, что находится в Москве. Если же вас интересуют иные работы художника-авангардиста Малевича, то нужно либо идти в Русский музей, где представлена обширная коллекция его картин, либо в Музей театрального и музыкального искусства, в котором есть несколько работ мастера, живо демонстрирующих тот же период творчества, когда была написана картина «Чёрный квадрат».
Так, одна из работ, которые здесь можно увидеть, называется «Трусливый». Этот рисунок Малевич нарисовал в 1913 году. Работа выполнена акварелью и итальянским карандашом и является одним из эскизов к футуристической опере Михаила Матюшина и Алексея Кручёных «Победа над солнцем». Малевич принимал самое активное участие в работе над костюмами и декорациями, и сейчас, когда мы можем знать об этой опере и царившим в то время настроениям и вкусам только по мемуарам современников, эскизы Малевича помогают нам вообразить жизнь, какой она была сто лет назад.
— ст. м. Невский проспект, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, пл. Островского, 6
6. Картина Анри Матисса «Танец»
К концу XIX столетия танец, как выражение человеческих чувств и эмоций, становится одним из самых популярных жанров в искусстве. Балеринам поклоняются, их задаривают душистыми букетами цветов, из-за них кончают жизнь самоубийством влюблённых студенты, мучащиеся от неразделённой любви, и во имя их красоты великие мира сего пишут стихи, песни и рисуют гениальные полотна.
Французский художник Анри Матисс не избежал этого поветрия, и первые танцующие фигуры, а точнее хоровод, появляются на картине, нарисованной им в 1906 году — «Радость жизни». Однако художник словно не успел что-то рассказать своему зрителю, передать что-то чрезвычайно важное, какое-то яркое, берущее за живое, впечатление, и четырьмя годами позднее создаёт сразу два огромных по размерам полотна — «Танец» и «Музыка», которые у него заказывает известный русский коллекционер и меценат Сергей Щукин, художественные собрания которого стали основой коллекциям французской модернистской живописи, выставленной сегодня в Эрмитаже.
В своём дневнике Матисс вспоминал: «Когда мне нужно было сделать танец для Москвы, я просто отправился в воскресенье в Мулен де ла Галетт. Я смотрел, как танцуют. В особенности мне понравилась фарандола. Вернувшись к себе, я сочинил мой танец четырехметровой длины, напевая тот же мотив».
Перед тем, как полотно «Танец» — масштабный холст, сине-зелёного цвета — слияние цвета неба с тоном холма, на котором, взявшись за руки движутся в хаотичном порыве пять обнажённых фигур оранжево-красного цвета, должны были отправить в Россию, его выставили на осеннем Салоне в Париже. Картина, как и многие другие работы художника, вызвала скандал: зрители называли художника сумасшедшим, а Щукина припечатали тем, что он никакой-де не коллекционер, а «собиратель мусора».
Впрочем, появление именно такой работы у Матисса предсказывал ещё его учитель, который говорил, что ученик рано или поздно перейдёт к упрощённым формам, но не к упрощению содержания. Матиссу удалось, используя три цвета — красный, синий и зелёный, передать зрителю ощущение динамики; за счёт того, что он практически не работает со светотенью, фигуры на полотне кажутся мощными, живыми и страстными, вот-вот готовыми вырваться за рамки холста. Хоровод Матисса — это художественное воплощение ритма и экспрессии XX века.
Когда известие о скандале дошло до Щукина, он даже передумал покупать полотно, однако в следующей срочной телеграмме к Матиссу написал новое решение: «Сударь, в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться». Так картина украсила особняка Щукина в Знаменском переулке, а после революции, когда собрание коллекционера национализировали, отправилась в Эрмитаж, где её сейчас и можно увидеть.
— ст. м. Адмиралтейская, Государственный Эрмитаж, Дворцовая пл. 2
7. Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи»
Самая знаменитая картина художника Карла Брюллова, с которого, как считается, началась наша национальная школа живописи. Раскопки в Помпеях начали как раз в то время, когда Брюллов находился на учебе в Италии. Так что многие наброски он рисовал с натуры.
Как потом писал Баратынский, «стал последний день Помпеи для русской кисти первым днем». Огромное эпическое полотно, написанное Брюлловым за три года, стало символом нарождавшейся русской живописной школы. В стране художника в буквальном смысле носили на руках. А саму картину Николай Первый повесил в Академии Художеств, чтобы начинающие живописцы знали, на что ориентироваться.
— ст. м. Гостиный двор, Русский музей, Инженерная ул. 4
8. Картина Пьера Ренуара «Площадь перед церковью Святой Троицы в Париже»
Музей Фаберже, открывшийся два года назад во Дворце Нарышкиных-Шуваловых, и обладающий не имеющим аналогов собранием русского ювелирного и декоративно-прикладного искусства XIX—XX веков, среди которых можно увидеть императорские пасхальные яйца, созданных фирмой Карла Фаберже, может похвастать не только вышеобозначенными диковинными ценностями, но и художественными произведениями .
На втором этаже Дворца выставлена картина Пьера Ренуара «Площадь перед церковью Святой Троицы в Париже», написанная им в 1893 году, которая приковывает внимание зрителя своими мягкими мазками по холсту, переливом света и самой атмосферой старого и спокойного Парижа. Кроме того, на этом же этаже можно встретить картины русских живописцев XIX века: Константина Маковского, Карла Брюллова, Владимира Аммона и Ивана Айвазовского.
— ст. м. Гостиный двор, Музей Фаберже в Шуваловском дворце, наб. реки Фонтанки, 21.
Всего того, что музеи Петербурга могут предоставить человеку с эстетическим голодом, и не перечислить. Скульптуры, картины, украшения, произведения декоративного-прикладного искусства и многое другое делают Петербург одной из ярчайших сокровищниц мира. Мы отобрали 9 известных и интересных картин, которые стоит увидеть, прогуливаясь по музеям.
1. Картина Ивана Айвазовского «Девятый вал»
Одна из самых известных и красивейших картин русского художника-мариниста «Девятый вал» была написана Иваном Айвазовским в возрасте 33 лет, когда он уже находился на пике своей популярности и на вершине творческого успеха.
К тому времени, когда Айвазовский вот-вот должен был очередной раз вдохновиться бушующим видом моря, им уже был куплен небольшой и уютный домик в Феодосии, близ побережья Чёрного моря, где художник любил часто прогуливаться и общаться с моряками. На очередной такой прогулке он вновь разговорился с матросами, служащими на небольшом судне, которые рассказали ему любопытное поверье, ставшее основой сюжета для картины «Девятый вал».
Как гласит легенда, с древних времён среди моряков принято считать, что во время бури самой губительной волной является девятая — самая сокрушительная и не знающая пощады, которая не оставляет живых и одинаково жестока как к животному, так и к человеку. Услышав эту историю, Айвазовский задумал изобразить на холсте противостояние человека грозной морской стихии, когда он находится на последней стадии борьбы, буквально уже изнемогая от битвы, но ещё сохраняя надежду, и с верой глядит на горизонт, где небо будто уже начинает разъясниваться, неся долгожданную пощаду и избавление.
На своей новой картине Айвазовский изобразил море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение, у коих остался только обломок мачты, за которую они исступленно хватаются, готовясь встретить смертоносную девятую волну.
С мастерством, которым художник снискал звание академика и славу первого живописца России, Айвазовский особенно чётко, при помощи игры со светом, прорисовывает борьбу бушующего моря и цепляющихся за жизнь людей. Одновременно с явным драматизмом сюжета мастер словно даёт зрителю надежду, рисуя восходящее солнце, которое своими ласковыми золотисто-розовыми лучами пронзает водную гладь и словно успокаивает героев трагичного путешествия.
Каждая деталь на произведении искусства будто живёт своей жизнью, находясь в постоянном движении: волны вот-вот готовы обрушиться с холста на зрителя, фигуры четырёх людей, замершие в предчувствии гибели, крепче хватаются за мачту, а занимающееся над горизонтом солнце уже начинает греть замёрзшую кожу и золотить поверхность бунтующего моря.
— ст. м. Гостиный двор, Русский музей, Инженерная ул. 4
2. Картина Рембрандта Харменса ван Рейна «Даная»
В собрании Эрмитажа картина появилась после того, как Екатерина II начала подбирать шедевры для Эрмитажа и попросила у писателя Дени Дидро, с которым близко общалась, помочь ей с подбором живописи для коллекции. Дидро обратил внимание императрицы на часть коллекции французского коллекционера Кроза, которая и была в 1772 году приобретена Екатериной. В числе картин оказалась и рембрандтовская «Даная».
Сюжетом, вдохновившим Рембрандта на создание произведения, является знаменитый древнегреческий миф о Данае — матери Персея, и его традиционный сюжет, легший в основу композиции: явление Зевса в виде золотого дождя к находящейся в заключении Данае, которую посадил в темницу её отец Акрисий.
На картине изображена лежащая на роскошной кровати обнажённая женщина, на которую падает мягкий золотистый свет из-за полога, который распахнут её служанкой, стоящей на заднем фоне. Женщина с лёгкой полуулыбкой на устах протягивает руку навстречу свету и ленивая прелесть её тела, нега словно разлитая в воздухе, говорят о том, что Даная только что пробудилась ото сна. Над изголовьем кровати можно заметить младенца с крыльями, на лице которого изображено страдание. В противовес произведениям других художников, использовавших этот сюжет, Рембрандт не рисует золотой дождь, символизирующий Зевса, а заменяет его на льющийся золотой свет. Из-за подмены мифологической детали, исследователи даже одно время считали, что на картине изображена не Даная, а персонаж Ветхого Завета жена Потифара или Вирсавия. Однако со временем всё же пришли к мысли, что на картине нарисована именно прекрасная Даная.
— ст. м. Адмиралтейская, Государственный Эрмитаж, Дворцовая пл. 2
3. Картина Энди Уорхола «Портрет Петера Людвига»
В Мраморном дворце в конце весны вновь открылась экспозиция Музея Людвига, которая знакомит горожан с шедеврами поп-арта и концептуального искусства. Среди них отдельное место занимают работы Энди Уорхола, Пабло Пикассо и картины современных русских художников.
И хоть казалось бы, что у американского эксцентрика Энди Уорхола есть работы и познаменитее, и получше, однако «Портрет Петера Людвига» — картина, сделанная с немецкого коллекционера Петера Людвига, чьим именем и названа экспозиция в Русском музее, заслуживает того, чтобы её увидеть хотя бы из-за одного того, что она была создана руками Уорхола — ярчайшего концептуального художника минувшего столетия.
Нужно отметить, что первая экспозиция, посвящённая поп-арту и концептуальному искусству, открылась в Мраморном дворце ещё двадцать лет назад, однако в 2014 году коллекция шедевров отправилась в путешествие по Бразилии, где их демонстрировали в картинных галереях и музеях. В этом месяце работы снова вернулись в музей, увеличившись в своём количестве: фонд Людвига продолжает дарить Русскому музею работы мастеров XX столетия. Если на первой выставке, прошедшей в 1995 году, коллекция насчитывала 33 работы, сейчас их уже больше 150, и почти столько же почти столько же — в фондах. Их планируют выставлять в зале сменных экспозиций.
— ст. м. Невский проспект, Мраморный дворец, Миллионная ул. 5/1
4. Картина Николая Рериха «Ойрот — Вестник Белого Бурхана»
Согласно алтайской легенде хан Айрон является последним потомком великого завоевателя Чингисхана и последним правителем его империи. Побеждаемый противниками, Ойрот таинственно исчез со своими воинами, но обещал вернуться, когда изменятся очертания Белухи — горы Катын-баш. Бурхан — у монголов-буддистов дословно означает «будда», «воплощение святого» — бога.
Картина была написана художником и путешественником Николаем Рерихом в 1925-1926 годах. Она продолжает тему исследования жизни, многолетних странствий Рериха по Востоку и знакомству с местными обычаями. Кроме того, в постоянной экспозиции Музея-института есть и другие знаменитые полотна: картины Святослава и Николая Рерихов.
— ст. м. Васильевский остров, 18-я лин. ВО, 1, Музей-институт семьи Рерихов
5. Картина Казимира Малевича «Трусливый»
Разумеется, чтобы увидеть одно из самых знаменитых произведений Казимира Малевича «Чёрный квадрат», нужно ехать в Государственную Третьяковскую галерею, что находится в Москве. Если же вас интересуют иные работы художника-авангардиста Малевича, то нужно либо идти в Русский музей, где представлена обширная коллекция его картин, либо в Музей театрального и музыкального искусства, в котором есть несколько работ мастера, живо демонстрирующих тот же период творчества, когда была написана картина «Чёрный квадрат».
Так, одна из работ, которые здесь можно увидеть, называется «Трусливый». Этот рисунок Малевич нарисовал в 1913 году. Работа выполнена акварелью и итальянским карандашом и является одним из эскизов к футуристической опере Михаила Матюшина и Алексея Кручёных «Победа над солнцем». Малевич принимал самое активное участие в работе над костюмами и декорациями, и сейчас, когда мы можем знать об этой опере и царившим в то время настроениям и вкусам только по мемуарам современников, эскизы Малевича помогают нам вообразить жизнь, какой она была сто лет назад.
— ст. м. Невский проспект, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, пл. Островского, 6
6. Картина Анри Матисса «Танец»
К концу XIX столетия танец, как выражение человеческих чувств и эмоций, становится одним из самых популярных жанров в искусстве. Балеринам поклоняются, их задаривают душистыми букетами цветов, из-за них кончают жизнь самоубийством влюблённых студенты, мучащиеся от неразделённой любви, и во имя их красоты великие мира сего пишут стихи, песни и рисуют гениальные полотна.
Французский художник Анри Матисс не избежал этого поветрия, и первые танцующие фигуры, а точнее хоровод, появляются на картине, нарисованной им в 1906 году — «Радость жизни». Однако художник словно не успел что-то рассказать своему зрителю, передать что-то чрезвычайно важное, какое-то яркое, берущее за живое, впечатление, и четырьмя годами позднее создаёт сразу два огромных по размерам полотна — «Танец» и «Музыка», которые у него заказывает известный русский коллекционер и меценат Сергей Щукин, художественные собрания которого стали основой коллекциям французской модернистской живописи, выставленной сегодня в Эрмитаже.
В своём дневнике Матисс вспоминал: «Когда мне нужно было сделать танец для Москвы, я просто отправился в воскресенье в Мулен де ла Галетт. Я смотрел, как танцуют. В особенности мне понравилась фарандола. Вернувшись к себе, я сочинил мой танец четырехметровой длины, напевая тот же мотив».
Перед тем, как полотно «Танец» — масштабный холст, сине-зелёного цвета — слияние цвета неба с тоном холма, на котором, взявшись за руки движутся в хаотичном порыве пять обнажённых фигур оранжево-красного цвета, должны были отправить в Россию, его выставили на осеннем Салоне в Париже. Картина, как и многие другие работы художника, вызвала скандал: зрители называли художника сумасшедшим, а Щукина припечатали тем, что он никакой-де не коллекционер, а «собиратель мусора».
Впрочем, появление именно такой работы у Матисса предсказывал ещё его учитель, который говорил, что ученик рано или поздно перейдёт к упрощённым формам, но не к упрощению содержания. Матиссу удалось, используя три цвета — красный, синий и зелёный, передать зрителю ощущение динамики; за счёт того, что он практически не работает со светотенью, фигуры на полотне кажутся мощными, живыми и страстными, вот-вот готовыми вырваться за рамки холста. Хоровод Матисса — это художественное воплощение ритма и экспрессии XX века.
Когда известие о скандале дошло до Щукина, он даже передумал покупать полотно, однако в следующей срочной телеграмме к Матиссу написал новое решение: «Сударь, в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться». Так картина украсила особняка Щукина в Знаменском переулке, а после революции, когда собрание коллекционера национализировали, отправилась в Эрмитаж, где её сейчас и можно увидеть.
— ст. м. Адмиралтейская, Государственный Эрмитаж, Дворцовая пл. 2
7. Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи»
Самая знаменитая картина художника Карла Брюллова, с которого, как считается, началась наша национальная школа живописи. Раскопки в Помпеях начали как раз в то время, когда Брюллов находился на учебе в Италии. Так что многие наброски он рисовал с натуры.
Как потом писал Баратынский, «стал последний день Помпеи для русской кисти первым днем». Огромное эпическое полотно, написанное Брюлловым за три года, стало символом нарождавшейся русской живописной школы. В стране художника в буквальном смысле носили на руках. А саму картину Николай Первый повесил в Академии Художеств, чтобы начинающие живописцы знали, на что ориентироваться.
— ст. м. Гостиный двор, Русский музей, Инженерная ул. 4
8. Картина Пьера Ренуара «Площадь перед церковью Святой Троицы в Париже»
Музей Фаберже, открывшийся два года назад во Дворце Нарышкиных-Шуваловых, и обладающий не имеющим аналогов собранием русского ювелирного и декоративно-прикладного искусства XIX—XX веков, среди которых можно увидеть императорские пасхальные яйца, созданных фирмой Карла Фаберже, может похвастать не только вышеобозначенными диковинными ценностями, но и художественными произведениями .
На втором этаже Дворца выставлена картина Пьера Ренуара «Площадь перед церковью Святой Троицы в Париже», написанная им в 1893 году, которая приковывает внимание зрителя своими мягкими мазками по холсту, переливом света и самой атмосферой старого и спокойного Парижа. Кроме того, на этом же этаже можно встретить картины русских живописцев XIX века: Константина Маковского, Карла Брюллова, Владимира Аммона и Ивана Айвазовского.
— ст. м. Гостиный двор, Музей Фаберже в Шуваловском дворце, наб. реки Фонтанки, 21.
Следующая запись: Питер: Инструкция по применению - 3 мая 2016 в 21:54
Лучшие публикации