
Карьерный рост. Типы и модели построения карьеры.
Для того, что бы у нас с вами не было разногласий, давайте для начала определимся, что такое карьера. Специалисты пишут, что карьера - это результат поведения человека в его трудовой деятельности, напрямую связанный с профессиональным или должностным ростом. Где профессиональный рост - это рост знаний, умений и навыков, признание профессиональным сообществом результатов его труда, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности. А должностной рост - изменение должностного статуса человека, его социальной роли, степени и пространства должностного авторитета.
Для успешного продвижения по карьерной лестнице стоит помнить о моделях построения карьеры.
Самая распространенная модель - “лестница”.
Каждая ступень служебной лестницы представляет собой определенную должность, которую работник занимает определенное время, максимальный срок обычно не превышает 5 лет. Этого срока достаточно, чтобы войти в новую должность и проработать с полной отдачей. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта руководитель или специалист поднимается по служебной лестнице. Каждую новую должность работник занимает после повышения квалификации. Верхней ступеньки он достигает в период максимального потенциала, и после этого начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы. Психологически эта модель очень неудобна для руководителей из-за нежелания уходить с «первых ролей».
«Трамплин». Модель для тех, кого любит госпожа Удача.
Подъем по служебной лестнице происходит, когда более высокие и лучше оплачиваемые должности занимаются не постепенно, а резким скачком. Главное - вовремя проявить себя, и даже находясь самой низкой должности, вы сможете занять руководящую позицию. Здесь есть свои минусы, ведь заняв высшую должность, вы должны ее удержать. Эта карьера наиболее характерна для руководителей периода застоя, когда многие должности занимались одними людьми в течение 20-25 лет. С другой стороны, данная модель является типичной для специалистов и служащих, которые не ставят перед собой целей продвижения по службе в силу ряда причин — личных интересов, невысокой загрузки, хорошего коллектива — работника устраивает занимаемая должность, и он готов оставаться на ней до ухода на пенсию.
«Змея»: для тех, кого не пугают трудности и перепутья.
Эта модель предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую с занятием каждой непродолжительное время, а потом занимает более высокую должность на более высоком уровне. Главное преимущество этой модели — возможность изучить все функции деятельности и управления, что пригодится на вышестоящей должности. Большой минус этой модели в том, что при несоблюдении ротации кадров она теряет значимость и может иметь негативные последствия, т.к. часть работников с преобладанием темперамента меланхолика и флегматика не расположены к смене коллектива или должности и будут воспринимать ее очень болезненно. Наиболее характерна для японской модели управления, так как сотрудники связывают себя не с продвижением по карьерной лестнице в одной сфере, а с продвижением в рамках фирмы в целом.
«Перепутье». Та самая модель, при которой важны не практические действия, а знания.
Как и в любой другой модели, “Перепутье” предусматривает аттестацию после определенного периода работы. По её итогам принимается дальнейшее решение о судьбе сотрудника: повышение, перевод или же понижение. Наиболее характерна для американской системы управления.
Как вы видите, в процессе работы меняется не только уровень профессионализма и статус, но и сочетание этих изменений в карьерах разных людей, именно так образуется индивидуальная карьера каждого специалиста. Главное - при поступлении на работу четко знать, какой моделью пользуется ваш потенциальный работодатель.
Если в фирме нет четкой структуры роста, то зачастую человек сам строит траекторию своей карьеры, руководствуясь при этом своими собственными целями, желаниями и установками. Главное при начале построения деловой карьеры - понять, в каком направлении вы хотите развиваться, какими средствами самовыражения вы хотите при этом пользоваться и сколько сил и времени вы готовы потратить для достижения заветной цели.
Важно понимать, что есть разные виды деловой карьеры. Например, внутриорганизационная карьера предполагает прохождение всех ступеней карьерного роста (обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию) в рамках одной организации. А вот межорганизационная карьера предполагает, что работник проходит все ступени карьерного роста в разных организациях. Она может быть специализированной и неспециализированной.
Есть два типа карьерного роста: вертикальный и горизонтальный. Под вертикальной карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем зарплаты). А под горизонтальной - перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре; к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения).
Карьеру также можно разделить на специализированную и неспециализированную. Специализированная карьера - это когда сотрудник развивается в рамках одной профессии, неспециализированная - когда он развивается как специалист различных профессий.
Для того, что бы у нас с вами не было разногласий, давайте для начала определимся, что такое карьера. Специалисты пишут, что карьера - это результат поведения человека в его трудовой деятельности, напрямую связанный с профессиональным или должностным ростом. Где профессиональный рост - это рост знаний, умений и навыков, признание профессиональным сообществом результатов его труда, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности. А должностной рост - изменение должностного статуса человека, его социальной роли, степени и пространства должностного авторитета.
Для успешного продвижения по карьерной лестнице стоит помнить о моделях построения карьеры.
Самая распространенная модель - “лестница”.
Каждая ступень служебной лестницы представляет собой определенную должность, которую работник занимает определенное время, максимальный срок обычно не превышает 5 лет. Этого срока достаточно, чтобы войти в новую должность и проработать с полной отдачей. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта руководитель или специалист поднимается по служебной лестнице. Каждую новую должность работник занимает после повышения квалификации. Верхней ступеньки он достигает в период максимального потенциала, и после этого начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы. Психологически эта модель очень неудобна для руководителей из-за нежелания уходить с «первых ролей».
«Трамплин». Модель для тех, кого любит госпожа Удача.
Подъем по служебной лестнице происходит, когда более высокие и лучше оплачиваемые должности занимаются не постепенно, а резким скачком. Главное - вовремя проявить себя, и даже находясь самой низкой должности, вы сможете занять руководящую позицию. Здесь есть свои минусы, ведь заняв высшую должность, вы должны ее удержать. Эта карьера наиболее характерна для руководителей периода застоя, когда многие должности занимались одними людьми в течение 20-25 лет. С другой стороны, данная модель является типичной для специалистов и служащих, которые не ставят перед собой целей продвижения по службе в силу ряда причин — личных интересов, невысокой загрузки, хорошего коллектива — работника устраивает занимаемая должность, и он готов оставаться на ней до ухода на пенсию.
«Змея»: для тех, кого не пугают трудности и перепутья.
Эта модель предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую с занятием каждой непродолжительное время, а потом занимает более высокую должность на более высоком уровне. Главное преимущество этой модели — возможность изучить все функции деятельности и управления, что пригодится на вышестоящей должности. Большой минус этой модели в том, что при несоблюдении ротации кадров она теряет значимость и может иметь негативные последствия, т.к. часть работников с преобладанием темперамента меланхолика и флегматика не расположены к смене коллектива или должности и будут воспринимать ее очень болезненно. Наиболее характерна для японской модели управления, так как сотрудники связывают себя не с продвижением по карьерной лестнице в одной сфере, а с продвижением в рамках фирмы в целом.
«Перепутье». Та самая модель, при которой важны не практические действия, а знания.
Как и в любой другой модели, “Перепутье” предусматривает аттестацию после определенного периода работы. По её итогам принимается дальнейшее решение о судьбе сотрудника: повышение, перевод или же понижение. Наиболее характерна для американской системы управления.
Как вы видите, в процессе работы меняется не только уровень профессионализма и статус, но и сочетание этих изменений в карьерах разных людей, именно так образуется индивидуальная карьера каждого специалиста. Главное - при поступлении на работу четко знать, какой моделью пользуется ваш потенциальный работодатель.
Если в фирме нет четкой структуры роста, то зачастую человек сам строит траекторию своей карьеры, руководствуясь при этом своими собственными целями, желаниями и установками. Главное при начале построения деловой карьеры - понять, в каком направлении вы хотите развиваться, какими средствами самовыражения вы хотите при этом пользоваться и сколько сил и времени вы готовы потратить для достижения заветной цели.
Важно понимать, что есть разные виды деловой карьеры. Например, внутриорганизационная карьера предполагает прохождение всех ступеней карьерного роста (обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию) в рамках одной организации. А вот межорганизационная карьера предполагает, что работник проходит все ступени карьерного роста в разных организациях. Она может быть специализированной и неспециализированной.
Есть два типа карьерного роста: вертикальный и горизонтальный. Под вертикальной карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем зарплаты). А под горизонтальной - перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре; к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения).
Карьеру также можно разделить на специализированную и неспециализированную. Специализированная карьера - это когда сотрудник развивается в рамках одной профессии, неспециализированная - когда он развивается как специалист различных профессий.

Следующая запись: Застряли? Вот 8 способов продвинуть свою жизнь вперед
Лучшие публикации