Согласно прогнозу Агентства стратегических инициатив, через 10-15 лет 57 профессий исчезнут, а на смену им придёт 186 высокотехнологичных «профессий будущего». Готова ли российская система образования к вызовам XXI века? Попробуем взглянуть на основные проблемы и поискать пути преодоления.
1. Низкая мотивация
Первая и основная проблема сегодняшней образовательной системы – школьникам просто скучно учиться. Оценки и похвала родителей являются маловажными факторами при формировании интереса к учёбе. 40% современных школьников назвали основным мотиватором личные социальные цели («Я хочу быть культурным и развитым», «Я знаю, кем я хочу работать и что для этого нужно»). *
Что с этим делать?
В школах постепенно меняется структура уроков. Например, сначала дают ребенку задачу, а когда он изрядно помучается над решением, дают ему нужную формулу или теорему.Не стоит забывать и о гаджетах: электронные дневники и учебники, интерактивные доски и парты – всё это сделает школьную среду более понятной и интересной для современного школьника.
2. Неумение применять знания на практике
Из первой проблемы логически следует вторая. Дети с трудом понимают, когда им необходимо применить свои знания на практическом материале. Особенно это касается сегодняшних первокурсников – «натасканные» на тестовые задания, они просто теряются, когда надо написать научную или творческую работу.
Что с этим делать?
С 2013 года московские школы работают над изменением формата дополнительного образования. Теперь урок может проходить где угодно – в творческом кружке или спортивной секции, в музее, театре и даже в парке. Для урока даже не нужен учитель! Всё чаще школьники в рамках школьного образования занимаются личными междисциплинарными проектами. Это может быть как конструирование робота-помощника, так и написание детской энциклопедии, и даже организация выборов в школьный совет.
3. Разрыв между знаниями, которые даёт школа, и вузовскими требованиями
Преподаватели вузов не первый год жалуются на уровень знаний первокурсников. Первые полгода вчерашних школьников приходится «подтягивать» до нужного уровня знаний.
Что с этим делать?
Не всегда старшеклассников можно снабдить всеми знаниями, которые пригодятся ему в вузе. Дети из одного класса затем поступают в разные вузы, а у МИФИ и Литературного института требования сильно разнятся. Поэтому с прошлого года в Москве пробуют модель узконаправленных классов ¬¬– так называемых предуниверсариев.
Первый класс в рамках программы «Предуниверсиарии» был организован в 2013 году. В этом году в программе решили поучаствовать уже 9 вузов, среди которых РГГУ, МГЛУ, МИФИ, РЭУ им. Плеханова.
4. Высшее образование как самоцель
Около 80% выпускников московских школ продолжают обучение в вузах. Но большинство приходят в вуз только потому, что на этом настояли родители. Преподаватели отмечают крайне низкую мотивацию студентов-первокурсников и тотальное нежелание погружаться в предмет обучения.
Что с этим делать?
Столичные школы всерьёз намерены перейти к концепции предпрофессионального обучения. Пока на базе школ открываются инженерные, медицинские и кадетские классы, а учащихся общеобразовательных классов приглашают на проект «Профессиональная среда», где можно получить рабочую специальность в свободное от учёбы время.
Следующая запись: Секреты успеха великих людей - 23 декабря 2016 в 10:39
Лучшие публикации