Учимся читать: система Эльконина-Давыдова против методики Зайцева
Мы сами выбираем систему, по которой ребенок научится читать. Сегодня «Летидор» рассказывает, кому довериться: проверенной методике Эльконина-Давыдова или модной Зайцева, чтобы уже через несколько месяцев увидеть положительный результат.
Система Эльконина-Давыдова
В чем суть
Методика Эльконина и Давыдова – одна из официальных систем обучения школьников с 1-го по 4-й класс. Кроме учителей начальной школы ее давно используют педагоги дошкольного образования, чтобы подготовить детей к 1-му классу. В частности, большой популярностью пользуется обучение чтению по букварю В. В. Репкина, Е. В. Восторговой и Т. В. Некрасова (официальный букварь методики).
Авторы букваря пишут, что преимущество книги – не просто сделать так, чтобы ребенок узнал буквы, звуки и различал слоги, но «создать атмосферу литературного чтения с самого первого урока обучения грамоте». В букваре есть странички совместного чтения, которые учитель или родитель читает вслух, показывая детям образец культуры чтения.
Чтение по этой методике начинается со знакомства с понятиями «предмет», «действие» и «признак». С помощью картинок и схем, дети учатся отличать эти понятия, у них формируется представление о том, что такое высказывание и предложение. И только потом проходят звуки, способы деления слова на слоги, буквы.
Отличительная особенность букваря – в нем очень много схем, которые невозможно понять без методического пособия к учебнику. Гласные звуки, например, обозначаются кружочками, согласные – квадратами. Согласные твердые глухие – квадратом с диагональю и так далее. С каждым уроком схемы усложняются, и, заболев, ребенок вряд ли сможет самостоятельно догнать группу без помощи взрослого (у которого в свою очередь будет волшебная методичка). Зато эти обозначения помогают систематизировать знания, постепенно складывать звуки в слова – и уже к концу 1-го полугодия ребенок читает несложные тексты: в 4-5 предложений.
Опытные педагоги отмечают, что дети, которые учатся по букварю Репкина, существенно быстрее осваивают фонетический разбор слов. Интерес к обучению по этой методике поддерживают игровые задания, которые учитель подает от имени героев книги: Маши, Алеши, дедушки Уса и других.
Самостоятельно справиться с обучением по Эльконину-Давыдову смогут только упорные родители, которые готовы вникать и готовиться к занятиям. На мамских форумах букварь давно получил прозвище «шифровальной машины».
Кому подходит
Методика ориентирована на обучение детей в младшей школе, но подходит для дошкольного образования с 6 лет. Важно понимать, что работа по обучению чтению идет только с букварем. Не предусмотрены подвижные игры, так что малышам неусидчивым, активным может быть трудно.
Начальная школа: 5 альтернативных методик образования
Мнение эксперта педагога и психолога Светланы Пятницкой:
«Преимущество обучения чтению по системе Эльконина-Давыдова в том, что содержание программы построено по принципу «от общего к частному» (в отличие от традиционной системы). Дети учатся планировать, контролировать и оценивать результат своей деятельности самостоятельно. Обучение строится в форме групповой и парной работы. В паре один из детей может преуспевать, что позволяет другому тянуться за ним. Соответственно, результат не заставит себя ждать».
Методика Зайцева
В чем суть
Николай Зайцев – педагог русского языка с многолетним стажем. Свою методику он разработал еще в 80-х годах прошлого века, но большое распространение она получила именно сейчас.
Для обучения чтению по этой системе используют картонные кубики с буквами, которые в зависимости от характеристик звуков (гласный, согласный, твердый/мягкий, звонкий/глухой) отличаются цветом, весом, размером и наполнителем. Деревянный наполнитель обозначает согласные глухие звуки, железный – согласные звонкие. Все это поможет ребенку почувствовать звук, сделать абстрактные понятия осязаемыми.
На кубиках написаны склады букв («ма», «ра», «в», «п» — не путать со слогами, склад — это любая буква, сочетание букв, слог — слияние гласного и согласного звука или только гласный звук).
К кубикам прилагаются специальные таблицы, которые также помогают запомнить склады. В начале занятия дети пропевают или ритмично проговаривают каждый склад, делают это вместе с педагогом, который во время повторения показывает на каждый склад указкой. Повторение плюс зрительная фиксация, по мнению Н. Зайцева, помогают детям быстрее запомнить склады. Как следствие – читать простые слова дошколята начинают через пару недель после первых уроков.
Важно, что обучение проходит в постоянной игре. Автор методики предлагает разные виды игр с кубиками, которые подходят, как для групповых, так и для одиночных занятий. Методика не требует длительных занятий. Достаточно 10-15 минут в день (если занимаетесь дома).
Кому подходит
Методика подходит даже маленьким деткам от 1,5-2 лет. Сначала малыши используют кубики как строительный материал, а потом постепенно начинают спрашивать у взрослых – что же такое там написано? В детских и развивающих центрах групповое обучение чтению по этой методики начинают с 3 лет.
Размер букв и знаков в таблицах Зайцева и на кубиках Зайцева достаточно большой – подходит для детей с плохим зрением.
Система Жохова: мнения «за» и «против»
Мнение эксперта, педагога дошкольного образования Ирины Волошиной, детский клуб «Планета знаний»:
«Я работаю по системе Зайцева уже 10 лет. Мне нравится, что с кубиками можно придумать много познавательных игр. Дети не сидят постоянно за партой, двигаются – не страдают зрение и осанка. Занятия проходят очень живо, много соревновательных моментов, которые очень нравятся дошколятам. Но при всех плюсах методики, у нее есть большой недостаток – нет букваря, дополнительных текстов для отработки навыков чтения. Так что я использую кубики только на начальном этапе обучения.
Еще есть проблема: детям, которые занимаются по кубикам, поначалу сложно выделить словосочетание, предложение в тексте. Так что систему Зайцева я беру в комплексе с методикой Н. Буракова, букварем Н. Жуковой».
У каждой методики есть ярые сторонники и противники. Какую из них выбрать для обучения ребенка – решать вам. При этом все-таки важно ориентироваться не только на показатели педагога («по этой методике дети начинают читать уже через 4 дня!»), а на ощущения ребенка.
Здесь выдают
ставки
ставки
Получить
Фотострана /
Интересные страницы /
Семья и дети /
МАМ©овет.
/
Учимся читать: система Эльконина-Давыдова против методики Зайцева
МАМ©овет.

Многим читателям это понравилось

Мой характер, не сахар ...И конечно, не мёд! Может, кто-то, осудит ...Может, кто и поймёт! Я могу портить нервы ...И решать всё сама! Для кого-то, я ведьма ...А кому-то, нужна!!!
Знакомства в Партените бесплатно с телефонами и фото
Знакомства в Партените для взрослых бесплатно
Знакомства в Партените для серьезных отношений бесплатно
Знакомства в Партените с девушками бесплатно
Знакомства в Партените кому за 50
Знакомства в Партените с мужчинами без регистрации бесплатно
Сайт знакомств для секса в Партените без регистрации бесплатно
© 2008‒2025 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 24 507 022 человека
ООО «Фотострана» ОГРН: 1157847426076 ИНН: 7813238556
197046, Санкт-Петербург, Певческий переулок, дом 12, лит. А
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: МАМ©овет. - 13 июня 2017 в 11:04
Лучшие публикации