Многие руководители ошибочно полагают, что их сотрудники работают исключительно ради денег. Это далеко не так. Человек является заложником своих потребностей, внутренних ценностей и мотивов. Какой бы хорошей зарплата ни была, если в коллективе неприятная обстановка, долго сотрудник на своем месте не протянет.
Или, в крайнем случае, будет работать не на результат, а «от звонка до звонка», высиживая свое рабочее время.
Задача руководителя – понять систему ценностей каждого сотрудника, заинтересовать его, стимулировать не только финансово. Иначе даже полный энтузиазма и идей новый работник через некоторое время сольется с общей серой массой.
Чтобы избежать этого, руководителю следует подумать, как стимулировать своих подчиненных, заинтересовать их, настроить на активность, саморазвитие и позитив, придумать коллективную мотивацию персонала. Каждый должен знать цель, к которой идет компания, и работать над ее реализацией совместно. Иначе ваш коллектив увязнет в процессе, не понимая конечный результат своей работы.
Мотивация существует именно для того, чтобы подобрать ключ к эффективному управлению работником, воздействуя на его личные интересы, амбиции, наконец, самолюбие. Но стоит помнить, что мотивы, как и потребности, движущие человеком всегда индивидуальны, поэтому к каждому сотруднику должен быть найдет свой подход, каждого следует мотивировать по-своему.
ССуществует три основных способа повышения мотивации.
Первый. Материальное поощрение. Оно может быть денежным (в виде премий, доплат, надбавок или повышения оклада) и неденежным. Это, например, путевки в санаторий, подарочные сертификаты, товары и услуги собственной компании, оплата проезда, питания и мобильной связи.
К таким формам поощрения относятся также медицинская страховка или оплата обучения. Говоря о материальном поощрении, важно знать несколько правил. Регулярные премии или бонусы очень быстро начинают восприниматься как часть оклада и перестают быть поощрением. Более того, если сотрудник не получит ставшую уже привычной премию, он, к сожалению, совсем необязательно будет искать причины в себе и своих результатах.
Поэтому лучше мотивируют неожиданные и нерегулярные премии. Сделанную работу и последующее вознаграждение не должен разделять большой интервал времени.
Чем он больше, тем меньше эффект. Крупные успехи труднодостижимы и случаются редко. Поэтому сотрудников следует стимулировать по промежуточным достижениям, а не ждать окончания всей работы. И главное большие редко кому достающиеся награды вызывают зависть, а небольшие и частые удовлетворение.
Второй. Нематериальное поощрение. Стимулировать работника к работе можно изменением его рабочего графика на более удобный для него. Поощрением также могут быть дополнительные выходные дни или предоставление отпуска в удобное для подчиненного время, сокращение рабочего дня или гибкий график работы.
Если человек полон амбиций, то для него хорошая мотивация – это участие в управлении компании, расширение полномочий в рамках его же должности или творческие командировки. К нематериальному поощрению также относится признание заслуг сотрудника – награждение грамотами, памятными значками, помещение фотографии на Доске почета.
Весьма ценным для работника может стать изменение его рабочего места, улучшение условий труда. Для этого не обязательно переселять сотрудника в отдельный кабинет. Можно ограничиться обновлением его офисной и компьютерной техники и места, где он работает.
Третий. Санкции также могут стать пусть и негативным, но стимулом. В этом случае используются системы штрафов, понижение статуса сотрудника или общественное осуждение. Подобные методы бывают действенными, но не как позитивный стимул, повышающий производительность труда, а как мера, направленная на недопущение подобных действий в будущем и пример всем сотрудникам. Впрочем, наиболее разумный вариант сочетание поощрений с наказаниями. Но первичным должно быть поощрение, а вторичным наказание.
Правильно мотивированный работник – это залог успеха любой компании, но универсальных рецептов не существует. В каждой сфере деятельности подход уникален.
Помните, что мотивация – это, как правило, всегда не один, а целый комплекс факторов (обычно их три-четыре), влияющих на поведение сотрудников. И эти факторы часто тесно связаны между собой. Воздействие на них должно быть комплексным, иначе вся мотивация может оказаться пустой тратой средств и сил.
При этом важно отказаться от стандартного пакета стимулов, мотивация должна быть персональной, ориентированной на каждого конкретного работника.
Следующая запись: Законы Паркинсона в своё время были восприняты как насмешки и издёвки, развенчивающие мифы о ...
Лучшие публикации