Александр Хасанов из Екатеринбурга по специальности инженер-исследователь сплавов и материалов. Но металлургическое дело его никогда не привлекало. В 2007 году он создал компанию по доставке комплексных обедов. Сегодня его фирма доставляет еду в офис крупнейших предприятий и обслуживает более 800 клиентов ежедневно.
Мебельный магнат
По специальности я инженер-исследователь сплавов и материалов, в 1998 году окончил металлургический факультет Уральского политехнического института. Параллельно с учебой начал работать в авиакомпании инженером производственно-диспетчерского отдела, а в свободное время обучался рекламе и маркетингу. Уже в 20 лет я занял должность директора по рекламе в одной крупной частной авиакомпании Екатеринбурга. Но проработал там недолго, буквально через год, в кризис 1998 года, компания разорилась. Работать по специальности мне не хотелось, поэтому я занялся небольшим бизнесом: перегонял в Екатеринбург автомобили с Дальнего Востока. Так у меня и образовался первый капитал.
С 1999 по 2002 годы я занимался семейным бизнесом: мой отец делал мебель на дому и продавал ее. Я узнал, что себестоимость производства мебели очень низка, а потому общая рентабельность бизнеса может быть высокой. Сначала я делал мебель на дому, а через несколько лет у меня уже было большое производство: мебельный цех, арендованный специализированный магазин. Но производство мебели — процесс очень непростой, в нем много разных направлений. Около года я искал себя и решил заниматься исключительно продажами мебели, поскольку в них я хорошо разбирался.
Я изучал государственные контракты и тендеры, искал крупных производителей и предлагал им услуги по привлечению заказов и организации логистики. Некоторые компании Екатеринбурга этим заинтересовались, и я начал получать крупные государственные заказы.
В мебельном бизнесе я получил реальный опыт: узнал о разных бизнес-вопросах, при запуске собственного производства приобрел неплохие организаторские навыки. Но позже я понял, что это занятие — тоже не мое: производители часто нарушали договоренности, у них постоянно возникали какие-то производственные проблемы, которые в итоге отражались на моей компании. Я решил уйти из бизнеса и год отдохнуть, найти себя. Главное, что собственный бизнес по продажам дал мне большой опыт в налаживании отношений с клиентами.
Повар с пеленок
Вообще хорошо готовить я умел с детства. В 7 лет я поразил маму самостоятельно сделанным печеньем. В своей семье я тоже всегда готовил обеды, жена этим никогда не занималась. Знакомые постоянно говорили мне: «Саша, тебе надо иметь собственное кафе». И как-то в Новый год 2007 года друзья предложили: «А что, попробуй продавать свои обеды. Вдруг пойдет?»
Мои обеды брала на работу жена, а ее коллеги всегда положительно отзывались о них. И я попросил ее: «Возьми, предложи кому-нибудь обед моего приготовления за 70 рублей». Она предложила — и согласилось сразу 5 человек. Я купил продукты, приготовил и привез к ней в офис. На следующий день количество заказов выросло в два раза: 10 человек купили мои блюда и начали постоянно делать заказы.
Так я принял решение развивать собственный бизнес. Посмотрел в картах Google, какие еще есть предприятия неподалеку, позвонил туда, предложил, и некоторые согласились. Сначала готовил дома, потом пришлось снять отдельную двухкомнатную квартиру, в которой я только готовил, потому что через полгода у меня постоянно питалось порядка 100 человек. Я взял себе на работу помощника. Учеников-поваров я обучал лично, проводил калькуляцию, разрабатывал меню. Я давал объявления «Требуется ученик повара». Приходили ребята из кулинарных училищ, которые обычно ничего не умели.
Затем мне подвернулся контракт с крупным предприятием, и клиентская база сразу расширилась еще на 150 человек. Когда нужно было кормить 350 человек, я понял, что нелегально работать мы больше не можем. Так мы оформили фирму и сняли для готовки целое кафе. Сначала решили держать кафе в классическом формате: кормили там людей, но как зал заведение оказалось нерентабельным, поэтому мы использовали помещение исключительно под нужны компании по доставке комплексных обедов.
Изначально наша компания называлась «Гурмания», но выяснилось, что компаний с таким названием в Екатеринбурге очень много, поэтому мы переименовались в «Уральский ланч».
За счет работодателя
Клиентов мне было найти несложно. Обычно я заходил на рекрутинговые порталы, искал работодателей, которые предлагают сотрудникам бесплатное питание, и звонил с предложением своих услуг. Так я нашел основных своих заказчиков — крупные корпорации. А частные заказы помогали искать промоутеры: они с красочными разноцветными меню ходили по компаниям и раздавали наши листовки.
Сегодня мы готовим обеды более чем для 800 человек. Стандартный бизнес-ланч для розничных клиентов стоит 150 руб., для крупных клиентов — 120 руб. В меню: суп, салат, второе, выпечка и хлеб. Штат «Уральского ланча» вырос уже до 40 человек.
Кадры — основная сложность в нашем бизнесе. Найти квалифицированный персонал — задача не из легких, проще даже взять человека с улицы и научить его печь, чем переучивать выпускников кулинарных училищ. Потому что переучивать труднее. Пекаря я вообще не мог найти очень долго. Люди приходят ко мне, показывают дипломы, а по факту оказывается, что они ничего не умеют. Мне даже пришлось поставить очень высокую для пекаря в Екатеринбурге зарплату — 30 000 руб. Объявление давал и в газетах, и на телевидении. Мне звонили, спрашивали, правда ли такая зарплата. Правда. Приходили пекари с «корочками». Я им говорил: «Сделайте 20 пирожков с одной начинкой, 20 — с другой и 20 — с третьей. Неважно, из какого теста, просто хорошие пирожки, какими вы их себе представляете». Все соглашались, я приходил через три часа смотреть на результат, а смотреть по факту было не на что.
Еще одна долго закрываемая вакансия — посудомойка.
Бизнес навсегда
В ближайшем будущем мы планируем расширяться. Хотим открыть еще одну пекарню, снять помещение под производство обедов, потому что существующей площадки уже не хватает, а количество заказов и на обеды, и на пироги растет. Но пока нам не удалось найти подходящее помещение, ведь тут много нюансов: оно должно нам подходить и по логистике, и по оснащению, и по общей площади, и по цене.
Кризиса «Уральский ланч» не боится. Возможно, закроются некоторые кафе и рестораны, но доставка недорогой еды никуда не денется.
Может быть, ее станет меньше, надо будет еще искать заказы, но она не исчезнет. Потому что люди заняты зарабатыванием денег, и у них просто нет времени на то, чтобы вечером, вернувшись с работы, готовить себе еду на завтра и потом нести ее в офис. Пока мы даже цены на обеды не повысили. Что будет дальше, сложно сказать, возможно, за ту же цену мы будем предлагать упрощенный вариант бизнес-ланча — например, без выпечки или без супа. Может быть, люди начнут экономить на еде и заказывать только каши за 80 руб.
Сейчас я уверен, что от этого бизнеса уже не откажусь. Это мой бизнес. Навсегда.
Источник:
Следующая запись: BEST | успех, мотивация, бизнес - 31 марта 2018 в 04:11
Лучшие публикации