
Значимость хлеба в истории человечества изначально оценивалась наравне с золотом и солнечным светом: в древнеегипетских письменах золото, солнце и хлеб обозначались одним и тем же символом. Открытие египтянами способа «сбраживать тесто» стало настоящей кулинарной революцией — вместо простой зерновой лепёшки появился пышный хлеб, который был не только вкуснее, но и дольше хранился.
Свое искусство и почтительное отношение к хлебопечению египтяне передали грекам и римлянам. В Древней Греции верили, что человека, который за столом ел без хлеба, непременно накажут боги. Во многих других древних государствах хлеб служил не только пищей, но и мерилом справедливости. Например, в Индии преступников нередко наказывали не плетьми, а лишением хлеба. Ответственность нес и пекарь: если он допускал брак, его могли наказать, хотя сам он считался почти сакральной фигурой — убийство пекаря признавалось преступлением страшнее, чем лишение жизни обычного человека.
«Вечным» напоминанием об этом уважении к хлебу служит 13-метровый надгробный памятник пекарю Марку Вергилию Эврисаку — владельцу пекарен, кормивших почти весь Рим. Эта гробница, обнаруженная в XIX веке у ворот Порта Маджоре, украшена барельефами, изображающими все этапы хлебопечения: от помола зерна и замешивания теста до выпекания и сдачи продукции чиновникам. В её конструкции встроены загадочные трубы и отверстия, которые, по предположениям, могли быть фрагментами элеватора для зерна или элементами тестомешалок. Верхняя часть гробницы когда-то имела пирамидальное навершие с корзиной для хлеба, но оно не сохранилось. На фасаде высечено имя пекаря-вольноотпущенника. Этот монумент — один из самых хорошо сохранившихся памятников Рима конца республики (около 50–20 гг. до н.э.).
Свое искусство и почтительное отношение к хлебопечению египтяне передали грекам и римлянам. В Древней Греции верили, что человека, который за столом ел без хлеба, непременно накажут боги. Во многих других древних государствах хлеб служил не только пищей, но и мерилом справедливости. Например, в Индии преступников нередко наказывали не плетьми, а лишением хлеба. Ответственность нес и пекарь: если он допускал брак, его могли наказать, хотя сам он считался почти сакральной фигурой — убийство пекаря признавалось преступлением страшнее, чем лишение жизни обычного человека.
«Вечным» напоминанием об этом уважении к хлебу служит 13-метровый надгробный памятник пекарю Марку Вергилию Эврисаку — владельцу пекарен, кормивших почти весь Рим. Эта гробница, обнаруженная в XIX веке у ворот Порта Маджоре, украшена барельефами, изображающими все этапы хлебопечения: от помола зерна и замешивания теста до выпекания и сдачи продукции чиновникам. В её конструкции встроены загадочные трубы и отверстия, которые, по предположениям, могли быть фрагментами элеватора для зерна или элементами тестомешалок. Верхняя часть гробницы когда-то имела пирамидальное навершие с корзиной для хлеба, но оно не сохранилось. На фасаде высечено имя пекаря-вольноотпущенника. Этот монумент — один из самых хорошо сохранившихся памятников Рима конца республики (около 50–20 гг. до н.э.).
Следующая запись: Десятилетиями врачи советовали пить кефир вечером, объясняя это заботой о желудке, но редко ...
Лучшие публикации