Териберка – поселок из нашумевшего "Левиафана"
Териберка – поселок на берегу Баренцева моря в Мурманской области, где проходили основные съемки нашумевшего "Левиафана" Андрея Звягинцева. Фильм, получивший ряд престижных международных кинопремий и номинированный на Оскар, подвергся массированным нападкам россиян с обостренными патриотическими чувствами (даже тех, кто его не смотрел), усмотревших в нем злонамеренное "очернение" России.
Первое упоминание о Териберке (в названии поселка ударение приходится на второй слог: Териберка). относится к XVI веку. К тому времени здесь появилось русское сезонное поселение рыбопромышленников — становище. Существует фламандская карта 1601 года, на которой, возможно впервые, отмечен топоним Tiribery.
В 1870 году, в связи с имперским планом колонизации Мурмана, здесь основано постоянное поселение русских колонистов. На рубеже ХIХ-ХХ веков здесь был уже значительный населённый пункт: имелись две церкви с причтом, маяк, гидрометеостанция (первая на Мурманском берегу).
В начале XX века в Териберке были довольно развитые тресковые и акульи промыслы (занимались в основном норвежцы, имевшие здесь свою факторию и магазин), шла довольно активная торговля треской. В конце 1920-х годов был организован первый колхоз, имевший, кроме рыболовецких шняк, свою молочно-товарную ферму и оленье стадо. В 1938 году Териберка получила статус рабочего посёлка.
Наибольшего развития поселок достиг в послевоенные годы. В 1940-60 годах, когда Териберка была райцентром, здесь было уже два рыболовецких колхоза, две молочно-товарные фермы, птицеферма, около 2000 голов оленей, ферма по разведению американской норки, два рыбозавода, мастерские и склады Беломорской базы Гослова,
Сейчас посёлок находится в плачевном состоянии: помимо ухудшения состояния инфраструктуры, серьезной проблемой является безработица.
Териберка состоит из двух частей: старой (собственно Териберки) и новой, которую местные жители называют Лодейное («Лодэйное»). До недавнего времени здесь была пограничная зона, въезд в поселок охранялся. Сейчас КПП убрали, теперь на берег Северного Ледовитого может попасть любой желающий, готовый померзнуть: здесь иногда и в июле выпадает снег. Замерзают даже водопады, которые образует река Териберка при впадении в «Баренцуху».
До 2012 года главой администрации Териберки был небеизвестный капитан траулера «Электрон» и гроза норвежского флота Валерий Яранцев. В октябре 2005 года траулер «Электрон» под командованием Яранцева был задержан у берегов Шпицбергена норвежским кораблём береговой охраны «Тромсё». Норвежские инспекторы поднялись на борт «Электрона», опечатали трюмы и сообщили, что судно должно проследовать в норвежский порт. Яранцев задержал инспекторов на борту и, преследуемый норвежскими кораблями и противолодочным самолётом «Орион», добрался до Мурманска.
"Жизнь в Териберке еще хуже, чем это показано в «Левиафане", - рассказывает Яранцев, ныне депутат поселкового совета от КПФР, в интервью "Комсомольской правде". "Быт в поселке не сахар: каждую зиму стандартно есть проблемы с отоплением, а работу найти очень сложно (в поселке с XVI века занимаются морским промыслом, но работает всего одна рыбная фабрика, а судов, вышедших из строя в десятки больше, чем на ходу)".
"Жизнь там очень трудная, вечная борьба. И то, что показано в фильме, это малая толика происходящего. Власть показана хорошо пусть и срезом, хотя она подлее. По моему мнению, прокуратура — организация мафии. Может, поэтому многие и возмущаются фильмом, потому что видят себя там". Мятежный капитан уверен, что такие фильмы, как «Левиафан», нужны. И надо снимать как документалку, так и художественные ленты.
Нынешняя же глава Териберки Татьяна Трубилина выступила против показа ленты в кинотеатрах: "Впечатлений особых нет. Мы здесь все алкаши, живущие в собственной помойке. С эстетической точки зрения я против показа, я вообще не знаю, кому этот фильм стоит смотреть".
По мнению местной жительницы, бывшей медсестры ныне закрытой териберской больницы, "Звягинцев достаточно точно передал наше сегодня". Она считает, что фильм надо показать всем, в частности Путину и Медведеву, чтобы они увидели, как местная власть "все развалила". Ей также кажется, что режиссер показал жизнь в Териберке очень "интеллигентно", разруху и грязь почти не снимал. "У главного героя в доме есть ванная, а попробуй зайди в наши дома — страшно, как после войны. У меня в доме, например, третий день нет воды", — рассказала она.
Проблема Териберки и многих других российских весей состоит в том, что снять их таким образом, чтобы не очернить великую и прекрасную Россию, достаточно сложно. Ну не в Норвегии же снимать фильмы про российский Север.
Здесь выдают
ставки
ставки
Следующая запись: Гранд-Каньон, Аризона, США.
Лучшие публикации