Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ
Готовность восприятия или Что роднит психику человека и приготовление супа

Представьте себе, что вы решили приготовить суп. Воду в кастрюльку налили, положили туда мясо, чтобы бульон сварить. Потом овощи подготовили: картошку, там, капусту или помидоры - смотря какой суп варите. Добавляете все это в нужное время, помешиваете, ждете. Снова что-то режете, добавляете, помешиваете, ждете. Специями разными приправляете, солите. И вот, суп готов. И он уже не может быть чем-то другим: это уже не рагу, не пирожок и не пудинг. Это суп. Вполне определенный, от которого понятно, чего ожидать (особенно, когда вы в него побольше острого перца всыпали). Вы заметили, когда он стал супом? Вы видели, как с каждым вашим действием, он необратимо приобретал определенность? В итоге, совершенно понятно, чего можно ожидать от его вкусовых качеств. Если, конечно, вы правильно использовали нужные ингредиенты.
И знаете ли вы, что с нашей психикой, во многом, происходит так же, только ингредиентов больше и использовать их правильно сложнее.

Все происходящие с нами события особым образом подготавливают нас: что-то увидеть, а что-то, наоборот - не заметить, услышать что-то, сказанное почти на пороге слышимости, или выхватить отдельную фразу из потока речи, что-то особенное почувствовать, чему-то придать значение, а что-то - оставить без внимания, и, главное - определенным образом проинтерпретировать то, что увидел, услышал, почувствовал, заметил.
Человек, ищущий работу, с особым вниманием рассматривает посты друзей в социальных сетях о поисках сотрудников, попавшиеся на глаза объявления о вакансиях или слушает рассказы знакомых об их работе.
Человек, собирающийся в путешествие, невольно натыкается повсюду на информацию о той стране и ее особенностях: в фильмах, книгах, на случайных рекламных постерах или в меню и названиях ресторанов.
Человек, переехавший на новую квартиру, порой целенаправленно, а порой - незаметно для себя, оценивает красоту, удобство и потенциальную стоимость интерьеров, независимо от того, оказался он в гостях, в кафе, в магазине или увидел чей-то дом и его обстановку в кадрах фильма.

Каждая ситуация или обстоятельство жизни задает условия-фильтры - четкие, отсекающие лишнее, выделяющие то, что сейчас расценивается как важное, задающие параметры для интерпретаций. Так, никто не ожидает, живя в средней полосе, снега в августе или пингвинов на городской улице.

Более того, предыдущий, недавний опыт создает определенный эмоциональный фон, который с не меньшим (или даже большим) рвением участвует в подготовке восприятия того, что будет происходить дальше.
Проверить подобную гипотезу о влиянии эмоций на восприятие и мышление (а конкретно - на перцептивно-когнитивную сферу) еще в 1965 году решил психолог К. Изард и его коллеги. Они провели весьма наглядный эксперимент. Испытуемых разделили на две группы: с одной экспериментатор общался вежливо и любезно, а со второй - был агрессивным и грубым. В специальном приборе - стереоскопе - оказывались наложенными друг на друга два выражения лица одного человека - радостное и озлобленное. Люди, с которыми экспериментатор общался раздраженно, склонны были увидеть скорее злое и сердитое лицо, а люди из контрольной группы, с которыми экспериментатор был вежлив, видели, скорее, радостное и удовлетворенное лицо.

И, в целом, понятно, зачем все это нужно - это упрощает жизнь: ускоряет реакции, экономит время и силы, позволяет предсказывать и строить реалистичные предположения, планировать свои действия, исходя из них. Согласитесь, это важные и полезные бонусы.

Однако... это ограничивает:

Именно благодаря таким особенностям психических процессов процветают шаблоны и стереотипы, как в восприятии, так и в реакциях.

Порой, отфильтровывается значимая информация, которая на первый взгляд оценивается, как ненужная и неважная (попавшая под готовый шаблон, относящаяся к неприоритетной сейчас сфере, идущая из непривычного источника и т.п.).

Ну и естественно, это тот самый фактор, который, всячески поддерживая консерватизм, мешает видеть новое и мыслить нестандартно.
Влюбленный человек не просто не замечает разные оплошности объекта любви, он, в своей увлеченности, может проигнорировать то, что происходит с другими близкими ему людьми: например, не увидеть заплаканных глаз матери или неожиданной замкнутости друга. Не потому, что он вдруг очерствел, а потому, что все его внимание, мысли и душевные силы заняты совсем в другом деле.
Человек, пытающийся справиться с авралом на работе, может не заметить, что жена вдруг стала холоднее и, вообще, часто убирает подальше от его глаз свой мобильник, а иногда - пропадает где-то вне дома, ничего не рассказывая про то, где она, с кем и чем вообще занимается.
Человек, переживший тяжелое расставание, с готовностью видит в невинных проявлениях нового партнера признаки ненадежности и поводы для недоверия.
Недавно обманутый мошенниками, человек будет с подозрением относиться к новым предложениям, подозревать в любом деле подвох и обман, избегать любого риска.

Что же делать с собственной "готовностью восприятия"? Как можно это регулировать, чтобы чувствовать себя более свободным? Ведь, все-таки, может, человеческая психика является более гибкой, чем готовый суп...

Главное решение, которое, как мне кажется, можно здесь предложить - свежий взгляд.

Это значит, во-первых, смотреть и осознавать то, что с вами происходит. Наблюдать за событиями и обстоятельствами своей жизни, порой пытаться взглянуть на них со стороны, делиться и хотя бы часть происходящего обсуждать с другими людьми (что тоже помогает немного дистанцироваться и посмотреть по-новому).

Во-вторых, понимать и отслеживать свои эмоции и чувства - т.е. то, что происходит внутри вас. Каждая эмоция несет в себе информацию, она что-то сообщает о ваших взаимоотношениях с миром, людьми, собой и происходящим в целом. Кстати, иногда, эта информация ценнее рационально оцениваемых фактов, т.к. эмоции всегда учитывают всех тараканов, живущих в вашей голове.

И, в-третьих, это готовность пересматривать свои принципы, ценности и убеждения. Чтобы в каждый момент времени они были обоснованными, понятными и близкими именно вам (а не просто навязанными извне), свежими (т.е. созданными в актуальных условиях среды, а не в допотопные времена, среди динозавров) и гибкими - способными к разумным, вами выбранным переменам.

Иначе, это можно выразить так: "Я осознаю, что происходит в моей жизни, понимаю зачем и почему я делаю то, что делаю и знаю, что при этом чувствую".
Тогда шансы, если не контролировать, то, хотя бы, понимать происходящее и степень влияния вашей "готовности восприятия" резко возрастают, расширяя границы возможного.

Автор: психолог Лесина Полина
Готовность восприятия или Что роднит психику человека и приготовление супа.Представьте себе, что вы ...
Рейтинг записи:
5,5 - 14 отзывов
Нравится13
Поделитесь записью с друзьями
Удаленный пользователь Удаленный пользователь
Комментарий скрыт
Наверх