Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ
Познай самого себя. А с чего начинать?

«Познай самого себя» (nosce te ipsum), – гласила одна из надписей на стене древнегреческого храма Аполлона в Дельфах. Авторство высказывания античные источники приписывали разным авторитетам древности, чаще всего одному из семи мудрецов. Прошли многие столетия. Науки, изучающие человека, шагнули далеко вперед, а совет древних до сих пор не утратил своей актуальности. В чем причины? С какой целью необходимо скрупулезно изучать себя? Какие методы самопознания использовать? На вопросы портала interfax.by ответил психолог Сергей Ермаков (г. Владимир).

– Психологи утверждают, что большинство людей из рук вон плохо знают самих себя. (И от этого якобы все их беды и неприятности в разных сферах жизни.) Вы разделяете мнение коллег? Если да, то в чем видите причины?

Да, многие люди действительно не знают или очень плохо, поверхностно знают себя. Чтобы начать разбираться в причинах этого, нужно понять, что вообще такое «знать себя», каковы критерии? Это процесс, результат, а может навык, умение или состояние? Как именно можно узнать себя? Есть ли для этого инструменты и какие они? У кого можно попросить помощи при необходимости? Сразу возникает много неоднозначных вопросов.

И для большинства людей – нет времени не на сами эти вопросы, не на поиск ответов на них. Нет этого времени по причине гипертрофированного ритма современного мира, который фактически не оставляет пауз даже для элементарного отдыха, не говоря уж про вопросы самопознания + не всегда очевидна ценность знаний о себе, ведь многие рассматривают вопросы самопознания не с прикладной и психологической, а лишь с абстрактной и философской точки зрения, а потому выделение времени на это считают излишеством.

На мой взгляд «знание о себе» – это одновременно процесс и результат осознанных действий человека на пути становления Личностью. Причём именно постепенному становлению, вопреки традиционным представлениям философии и психологии о том, что каждый человек – уже Личность.

Считаю, что это не так и именно в пересмотре самого понятия Личность – ключ к пониманию самопознания, как значимого прикладного процесса, дающего последовательные результаты, влияющие на качество жизни и формирующие его.

Рассматривая этот вопрос, мной была создана теория личности, которую назвал «Квантовый человек».



В чем прикладная и психологическая ценность самопознания, по Вашему мнению? Как меняется человек, который начинает знакомиться с «таинственным незнакомцем – самим собой»?


Прикладная ценность самопознания в том, что это не только мыслительный и абстрактный процесс, но процесс физический, основанный на последовательности действий, направленных на систематизацию и гармонизацию жизни. Суть этого процесса – осознанное моделирование внутреннего (психологического) и внешнего (физического) пространства на основе собственных желаний и целей, через творческую реализацию в самом широком смысле слова.

В рамках своей теории определяю Личность как человека, осознавшего противоречия между внутренним ощущением жизни и её внешним содержанием, в результате чего прошедший путь «Раскрытия «Я», последовательно обретший навыки позитивного Контроля и осуществления собственных Выборов через наполнение желаемым содержанием максимального количества аспектов своей внешней активности и внутреннего мира.

«Раскрытие «Я» - это процесс изменения установок для ориентировки в жизни, основанный на формировании навыков целенаправленного позитивного Контроля и Выбора, ведущий к преобразованиям в индивидуальной реальности, как на уровне реальных действий, так и на уровне внутреннего мира (смыслов, чувств, желаний, целей).

Если говорить предельно просто и ясно, то самопознание может быть не только философскими рассуждениями, но и увлекательным, живым процессом реальных действий, в ходе которых человек учится на практике слушать и слышать, понимать и чувствовать себя, других людей и мир вокруг, учится осуществлять позитивный контролировать и делать собственные выборы, находит и преодолевает ключевые трудности и проблемы, становится гармоничным и счастливым.

По сути, именно человек, проделавший весь этот путь, который обозначаю как «раскрытие «Я», научившийся и овладевший знаниями и навыками о себе и есть – Личность.

У психологов есть инструменты для помощи людям в этом пути, к примеру, я применяю: арт-терапию, телесноориентированную терапию, танцедвигательную терапию, системную семейную терапию, метафорические ассоциативные карты, работу с субличностями, системные расстановки, а также, природноориентированную терапию, которую разработал сам.

Отличительной чертой моих методов является то, что они созданы не только для общей психологической помощи, но специально для процесса «Раскрытия «Я».

Уверен, что для лучшей и более эффективной помощи людям, психология должна фундаментально объединяться в дальнейшем, оптимизируя технологии помощи.



– Допустим, человек решил стать гармоничным и счастливым и уверен, что самопознание ему поможет. С чего начинать?


Особенность и трудность процесса активного самопознания состоит в том, что, находясь внутри, человеку необходимо учиться рассматривать себя как систему, причём систему открытую, которая включена во взаимодействие со множеством других систем одновременно (люди и структуры Общества). Это накладывает некоторые ограничения на возможность самостоятельных действий, по крайней мере до овладения нужными инструментами, однако, начать действовать в любом случае придётся именно самостоятельно, запустив поисковую активность.

Для любого процесса – нужна точка отсчёта, система координат, которая определяет то, с чего предстоит начинать, с чем именно предстоит справляться и общее направление, куда предстоит двигаться. Поэтому, пожалуй, главным, что должен сделать человек сам при начале активного самопознания: замедлиться, возможно, остановиться, сделав паузу, во время которой уделить время себе, задав два ключевых вопроса «Что сейчас происходит в моей жизни?» и «Насколько меня это устраивает?».

Отвечать лучше по пунктам, фиксируя ответы письменно, рассмотрев ключевые сферы: любовь/отношения, здоровье (физическое, психологическое), профессиональную реализацию, финансовое обеспечение, творческую реализацию.

Если то, что происходит в этих сферах, хотя бы в одной, человека не устраивает и создаёт дискомфорт – это повод перейти к следующей фазе активного самопознания и – начать осваивать инструменты прогнозирования, планирования и коррекции. Делать это можно за счёт расширения информированности о том, как устроено и управляется современное Общество, каково место и какова роль человека в нём. Эти знания содержатся в социологии, истории, социальной психологии, антропологии, родном языке.

Также рекомендуется изучать и применять уже существующие практики и подходы, которые позволяют в более-менее самостоятельном режиме настраивать себя, свой организм и системы своих отношений с другими людьми. Помимо психотерапии, можно обратить внимание на Йогу, Цигун, восточные единоборства (ушу, каратэ, дзюдо), шаманские практики, астрологию.

Однако нужно быть крайне внимательным и осторожным, избегая впадения в крайности и радикализации своих взглядов и представлений. Освоение любых инструментов должно происходить постепенно и исходя из принципа здравого смысла.

Работа с психологом даст возможность увидеть себя как систему и механизмы своего взаимодействия с другими системами – со стороны, подобрав необходимые инструменты для оптимизации и гармонизации жизни.

Поняв, в каких сферах есть трудности, овладев инструментами диагностики, планирования и коррекции, человек может начать моделировать и конструировать свою жизнь. Это не будет просто, но если иметь в виду путь становления Личностью, то это – единственный вариант.

В качестве примера наиболее простой и безопасной техники, которую можно самостоятельно выполнить, чтобы активизировать процесс самопознания, можно использовать следующий вариант. Это синтез арт-терапии и психологической работы с субличностями.



Техника выполняется в две фазы, но они фактически одновременные:

1. «Размышление». Задача – представить себя в некотором будущем. Детализировать этот образ, ответив на вопросы: сколько вам там лет, как вы выглядите, как вы себя чувствуете, что у вас есть, как вам живётся, чем занимаетесь, кто рядом с вами в жизни?

2. «Отображение в рисунке». Задача – материализовать, полученный образ в рисунке.

Смысл техники – зафиксировать общее восприятие человеком своего будущего + соотнести этот образ с тем, что есть сейчас.

Так становится возможным определить, что есть в будущем, чего нет сейчас, чего не хватает, чтобы это появилось уже сейчас.

А в случае, если будущее видится не комфортным и болезненным, или не видится вообще, можно обратить внимание на наличие какого-то системного блока, мешающего даже на уровне представлений увидеть себя счастливым и радующимся жизни. Образ этого блока также можно отразить через рисунок, предварительно задав себе вопросы: какая у него форма, цвет, размер, вес, на что похож, как давно появился, кто блок поставил, зачем он служит? В общем, дальнейшая работа строится уже из контекста полученных результатов.



В качестве вывода замечу, что самопознание – как активный и прикладной процесс не только возможно, но именно такое его понимание, с соответствующим наполнением, позволит улучшить качество и наполненность жизни, сделав её осознанной. Самопознание - это не высокие беседы о смысле жизни и прочих философских категориях - это системные, осознанные действия, позволяющие обретать себя и свои смыслы через живой опыт.



Материал на Interfax https://www.interfax.by/article/1225950



Ермаков Сергей
Познай самого себя. А с чего начинать? «Познай самого себя» (nosce te ipsum), – гласила одна из ...
Рейтинг записи:
5,5 - 8 отзывов
Нравится8
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх