Нарциссизм смерти
Фрейдом были открыты два вида влечений (инстинктов) – либидо (влечение к жизни) и мортидо (влечение к смерти). Либидо включает в себя все инстинкты, отвечающие за самосохранение человека, за его жизнь (сексуальное влечение, реализация творческого потенциала - любые драйвы, которые поддерживают нас в тонусе). Мортидо – обратное либидо стремление, выражающееся в тяге к саморазрушению.
Существует теория, согласно которой либидо, которое не может быть выражено, превращается в мортидо или деструдо (термин, введённый психоаналитиком Сабиной Шпильрейн). Преобладание деструктивных паттернов в поведении (деструдо) в конечном счёте приводит человека сначала к внутреннему напряжению и раздражению, усилению тревоги, а потом к депрессии.
Физиологически преобладание инстинкта смерти проявляется в замедлении процессов метаболизма, снижении иммунной активности и выработки гормонов. Это может привести к затяжной депрессии. Такое состояние наступает из-за дисбаланса системы эндорфинов и энкефалинов в нейрохимической структуре головного мозга: при невозможности реализовать базовые потребности в центральной нервной системе вырабатываются не гормоны удовольствия (эндорфины), а энкефалины, которые вызывают подавленное состояние, чувство тоски, неудовлетворенности и тревоги.
Человек может поддерживать себя в тонусе и добром здравии, если он в подавляющем большинстве случаев находится в состоянии катексиса (энергии бессознательного, во взаимодействии с катектируемыми объектами (люди, предметы, идеи) – вызывающими интерес, душевный подъём, имеющими личностный смысл. То есть, его внутренние потребности находят отклик в других объектах. Это способствует душевному балансу в человеке, называемому «самость».
Основатель селф-психологии в психоанализе – Хайнц Кохут определяет самость (селф) как чувство единения и согласия человека с самим собой, потребность в обретении смысла, не без участия ближнего («Я мыслю (чувствую), следовательно, я сущетсвую» Декарт).
Самость содержит три составляющие:
элементарные потребности или амбиции;
таланты и способности;
идеалы (потребность в признании и уважении).
Если эти чувства удовлетворены, появляется гармоничная самость, если нет, то самость получается нестабильная и пустая. Здоровое стремление человека – искать объекты отношений, которые будут удовлетворять и укреплять его селф. Если таких объектов нет, то их может заменять творческая реализация.
Нарциссизм смерти или деструктивный нарциссизм, за которым скрыта тяга к мазохизму, ведёт человека к саморазрушению. Если он стремится к саморазрушению, значит его самость нестабильная, она не может взять от своего окружения то, что ей необходимо.
Нарциссическое деструдо мазохиста выражается в утверждении своей грандиозности за счёт идеализации не позитивной, а негативной стороны самости – например, в обесценивании значимых объектов, способных наполнить его самость, сопротивление позитивным (либидинозным) отношениям или отказ от них. Так, например, пациент на психотерапии выражает сопростивление путём засыпания в какой-то момент сессии, отторжения, агрессии из страха открыться психотерапевту и ощутить в нём потребность. Измениться, принять помощь означает слабость; это переживается как ошибка или неудача деструктивной нарциссической организацией, которая обеспечивает пациенту чувство превосходства. В случаях такого рода наблюдается наиболее решительное хроническое сопротивление терапии, и только чрезвычайно подробное демонстрирование этой системы позволит достичь позитивных результатов, уравновесив 2 инстинкта.
Инстинкт смерти также связан с тягой к страданию. Страдание – это агрессия, направленная на себя. Тяга к страданию также может являться сильным побудительным стимулом, который, в отличие от либидинозного инстинкта, ведёт человека к саморазрушению. Страдание – это защитный механизм, позволяющий растворять ненависть в любви (жертвенная любовь к Богу или получение эротического наслаждения посредством переживания страдания, душевная боль как усиление близости с человеком). Также вытесняемое чувство ненависти к определённому объекту у человека может быть заменено тягой к страданию как способу искупления грехов и поддерживает жертвенную модель поведения.
Слиянию с объектом желания, однако, способствует не только сильное эротическое возбуждение и любовь, но также интенсивная боль и ненависть, как предположил Якобсон. Когда взаимодействие с матерью носит хронически агрессивный — насильственный, фрустрирующий, провоцирующий характер, интенсивная физическая или психическая боль младенца не может быть интегрирована в нормальную эротическую реакцию.
В экстремальных случаях чрезмерная агрессия находит выражение в примитивной аутодеструктивности. Тяжелые заболевания в раннем возрасте, сопровождающиеся продолжительной болью, физическое или сексуальное насилие, хронически травмирующие и хаотические отно
Получить
ПСИХОЛОГИЯ
![](https://i01.fotocdn.net/s20/1/community_192/231/231937.jpg?20140520124412)
Многим читателям это понравилось
© 2008‒2025 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 25 007 052 человека
ООО «Фотострана» ОГРН: 1157847426076 ИНН: 7813238556
197046, Санкт-Петербург, Певческий переулок, дом 12, лит. А
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: Порой люди возвращаются к тебе, понимая, что им никто не нужен кроме тебя. А ты не испытываешь ни ...
Лучшие публикации