Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ
Когнитивные искажения в образовании

Какие автоматические установки мешают учить, учиться и исследовать, как их распознавать и бороться с ними?

Когнитивные искажения — это ошибки в мышлении, которые мы делаем автоматически, по вине стереотипов и укоренённых убеждений, из-за ложных допущений, по причине нарушения аналитических функций. Результатами таких ошибок становятся неточные суждения, нелогичное поведение и иррациональные поступки.

В некоторых случаях эти искажения дисфункциональны. То есть мешают адекватному взаимопониманию, оценке себя и окружающих, усвоению информации, и, в конечном счете, снижают качество жизни. Мы собрали примеры автоматических мыслей, которые ставят палки в колеса во время учёбы, воспитания и самообразования. Возможно, в будущем вам будет легче не попасть в ловушку стереотипов.

Гало-эффект или «эффект ореола»

В этом случае одна яркая черта человека затмевает остальные. В итоге суждения, связанные с этой главной особенностью, распространяются и на другие сферы. Из-за «ореола» ученики, которые зарекомендовали себя хорошо в выполнении определённых заданий, часто получают отличные оценки и за упражнения, в которых совсем не блещут, в том числе и по другим предметам. Так получаются «отличники по инерции», которым потом трудно приходится на независимых экзаменах.

Ещё более обидный гало-эффект касается внешней привлекательности. В ходе эксперимента, который проводили с американскими учителями исследователи Маргарет Клиффорд и Элайн Хатфильд выяснилось, что дети, наружность которых традиционно считают симпатичной и милой, казались более успевающими. То же касается и обратного варианта — «слишком симпатичные» молодые люди и девушки могут казаться менее умными. При этом соответствие бытующим стандартам красоты никак не влияет на способность быть дельным человеком.

Как бороться? Если вы преподаватель, попробуйте отделить конкретные результаты от предыдущих заслуг, достижений в не связанных областях и личных качеств. Оценивайте не людей, а их успехи. Не нужно закрывать глаза на то, что вчерашний отличник не справляется с каким-то видом заданий — попробуйте выяснить, в чём проблема.

Несправедливо завышенные оценки приносят столько же вреда, что и заниженные.

Случается и так, что успехи ученика, от которого вы по каким-то причинам уже ничего хорошего не ждёте, остаются незамеченными. Нужно понять, а почему, собственно, вы ничего не ждёте? Может быть, именно это убивает его инициативу?

Если же вы стали жертвой предубеждения, помните, что это никак не должно влиять на вашу самооценку: учителя тоже ошибаются. В то же время, не стоит путать дискриминацию с собственной ленью. Само собой, каждые родители считают, что их ребёнок «не такой», что его не оценивают по достоинству. Чтобы разобраться, действительно ли к вам несправедливы, или вы увлеклись перекладыванием ответственности, достаточно задать себе вопрос: «Готов ли я обратиться к объективному эксперту, чтобы отстоять свои знания?».

«Проклятие знания»

Этот вид искажения очень мешает преподавателям, школьным учителям и тренерам — вернее, их ученикам. Часто нам кажется, будто задание лёгкое, а решение — очевидное. При этом ученик, которому всё далеко не так ясно, кажется учителю отстающим, а то и вызывает раздражение: «Ну как этого можно не понимать?».

Наш разум устроен таким образом, что, поняв и усвоив что-то, нам трудно вернуться назад, к своему прежнему незнанию.

Проблема понимания вообще является животрепещущей темой когнитивистики и гносеологии. При освоении какого-то навыка мы сперва не понимаем, как это вообще кому-то под силу, потом пытаемся повторить, неоднократно ошибаемся и долго исследуем методологию, делая неожиданные открытия. Потом появляются автоматизм и свободное владение инструментарием, зарождается желание импровизировать. Тут-то люди обычно и начинают учить других. Но ведь эти другие вовсе не обладают такой свободой!

Как бороться? Когда «обременённость знанием» мешает, попробуйте мысленный эксперимент, возвращающий к тем временам, когда вы сами только учились. Немного отстранитесь от своей теперешней личности, знаний и умений. Представьте себя «чистой доской», словно вы в первый раз видите эти цифры, книгу или спортивный снаряд.
Если воображение упрямо уверяет, что вы всегда легко справлялись с этим, попробуйте представить что-то до сих пор не освоенное. Например, вы не умеете ездить на велосипеде. Наверное, вам должно казаться, что сохранять равновесие просто невозможно. Вот так видит незнакомый материал ваш ученик. Ему пригодится помощь — только не с Олимпа недостижимого опыта, а от того, кто готов исследовать и удивляться вместе с ним.

«Ложная телепатия»

«Чтение мыслей» — частный случай проективного искажения, при котором мы бессознательно ожидаем, что у других на уме то же самое, что и у нас. Такому заблуждению подвержены неуверенные в себе подростки, которым кажется, что одноклассники только и делают, что их обсуждают (выбира
Рейтинг записи:
5,5 - 7 отзывов
Нравится7
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх