
Подростковые комплексы, или почему я не идеал.
Наиболее актуальной тема комплексов становится в период подросткового возраста. Это примерно 12- 16 лет. Стоит отметить, что это не четкие параметры границ. Они могут колебаться начиная от десяти лет и заканчивая восемнадцатью. Понятие "комплекс неполноценности" появилось в психологическом словаре благодаря известному психоаналитику А. Адлеру. Сам Адлер с детства отличался чрезвычайной болезненностью, во многих сферах жизнедеятельности считал себя неуспешным и страдал, сравнивая себя с окружающими, так как сравнение это было не в его пользу. Став взрослым и занявшись психоанализом, Адлер создал теорию о комплексе неполноценности. Он считал это явление, при грамотном к нему отношении, крайне полезным для любого человека, поскольку любая неполноценность заставляет нас ее преодолевать, компенсировать каким-либо образом, тем самым стимулируя нас к собственному развитию.
Именно в течении пубертатного периода родители часто являются свидетелями повышенного недовольства собой детей, появляются комплексы связанные с непринятием своего внешнего образа: «У меня некрасивый нос, моя кожа не такая гладкая, мой вес слишком большой…, мой голос…, мой рот, мои руки…и. т.д.»
Это выражается в оценивании и фиксации внимания на своей внешности. Сравнивании себя с другими сверстниками, и часто с известными личностями, определения для себя некоего идеала. В этот период подросток может подолгу смотреться в зеркало, как бы изучая себя и определяя, насколько он плох или хорош в собственных глазах и на фоне других сверстников. Явные или даже незначительные различия во внешнем облике воспринимаются очень остро.
Если в дошкольном и младшем школьном возрасте дети стараются присоединиться к миру, то в период подросткового возраста они противопоставляют себя ему. Пытаясь понять, какие они на фоне других людей. Это часто неосознанное желание заявить о себе. Именно это неосознавание на деле выглядит парадоксально противоположно - как застенчивость, закрытость, неуверенность и зачастую инертность.
Какими бывают комплексы и как они проявляются.
Как правило, комплексы имеют разное выражение это может быть такое проявление как: повышенная агрессия, грубость, желание казаться хуже, чем есть на самом деле. Вполне свойственны такие поведенческие реакции, как демонстративность, максимализм, желание обратить на себя внимание, повышенная вербальная активность. Что часто воспринимается окружающими, как отсутствие комплексов и закрепощенность.
Но, именно такое поведение как раз и свидетельствует о наличии комплекса неполноценности и заниженной самооценке. В действительности, таким образом подросток пытается заявить о себе, обратить внимание на свою личность, получить уважение и одобрительную оценку. Его неосознанное послание окружающему миру можно сформулировать как послание «Я есть» и «Я имею значение». Часто, именно такое поведение является результатом обесценивания личности ребенка со стороны взрослых, дефицита внимания, когда родители не воспринимают всерьез проблем и переживаний подростка. И подростку приходится различными. Как правило, не одобряемыми способами привлечь к себе внимание. Этот комплекс может иметь продолжение во взрослой жизни и стать такой своеобразной формой акцентуации характера его личности. Что мы можем часто наблюдать и в окружающих нас людях, и в себе.
В качестве совета по преодолению такой формы проявления комплекса родителям можно говорить только о безусловном принятии своего ребенка. Умение замечать и выделять успехи и достоинства личности ребенка. Подросток нуждается во внимании и признании авторитетной личности. Эмоционально положительный контекст общения с подростком является залогом полноценного и гармоничного развития его личности.
Другой, противоположной формой проявления комплекса неполноценности у школьников является ярко выраженная застенчивость, закрепощенность, стыдливость, избегание контактов, публичности. Подросток как бы уходит в себя, ограничивает дружеские контакты, избегает массовых мероприятий.
Возможно, кому-то такое качество как застенчивость покажется несомненно положительным: застенчивый человек располагает к себе своей кажущейся беззащитностью, он тих и скромен, не привлекает к себе излишнего внимания. Но с другой стороны, чрезмерно застенчивый человек не слишком хорошо адаптирован в социуме, он упускает многие возможности самореализации, не способен защитить себя при столкновении с грубостью и хамством.
Здесь мы также видим непринятие себя, и борьбу с миром через сепарацию. В данном поведении заложено послание «Я недостоин», «Я недостаточно хорош». Причиной такой формы неполноценности часто является перфекционизм, стремление соответствовать высшим идеалам, во всех сферах добиваться успеха. Что касается влияния на этот процесс со стороны родителей, то это конечно же гипертрофированное внимание к каким-либо действиям подростка, завышенные ожидания, желание иметь самого лучшего ребенка. Родители таких подростков это сверхответственные люди, которым хочется дать добрый совет о том, чтобы они относились и к себе и к окружающим менее требовательно. И приняли своё несовершенство как высшую норму дарованную нам свыше. Это спокойствие передается окружающим и в первую очередь благодарным детям.
Как помочь ребенку страдающему комплексом неполноценности.
Прежде всего в данном вопросе необходимо говорить о доверии. Доверительные отношения это залог относительно гармоничного течения этого непростого подросткового периода. Ключом к доверию являются такие важные понятия как уважение и чуткость. Да, именно в уважении нуждается подросток, не в назойливом внимании, не в требованиях и планках, а в умении принять позицию подростка и попробовать помочь ему изменить отношение к ситуации.
Как говорит известная психолог Ю. Б. Гиппенрейтер: «Если вы хотите научить чему то ребенка, начните делать это вместе с ним, и только потом уже, что либо требуйте».
Безусловное принятие подростка и общение с ним через призму уважения. Не «Сверху вниз», а на одной параллели. Только такое взаимодействие дает положительные результаты и способствует гармонизации личности подростка.
Очень важно для подростка почувствовать успешность в какой-либо деятельности. Для этого можно найти новое увлечение, или деятельность, где подросток будет чувствовать себя успешным, достигающим результатов. Это может быть увлечение, какой-либо кружок, хобби, секция т.е. деятельность, которая даст позитивную оценку действиям ребенка.
Если у подростка есть объективные причины для переживаний, то ни в коем случае не обесценивайте его проблему, делая вид, что ее не существует. Часто бывает так, что он очень желает избавиться от досаждающего недостатка. Но не знает, как это сделать в силу своего возраста и отсутствия опыта преодоления подобных проблем.
Именно в этом случае взрослый может способствовать преодолению трудностей посредством совместного принятия решения. Это может быть информирование подростка о проблеме, что само собой может развенчать какие-то надуманные опасения, или же можно определить план действий, где взрослый поможет в реализации этого плана в качестве непосредственного участника.
Тема о комплексах не смотря на то, что является распространенной и имеет ряд общих причин и путей преодоления, носит весьма индивидуальный характер. Каждый частный случай имеет свои нюансы: причины, следствия и возможности избавления от сложившихся трудностей свойственных подростковому периоду в развитии личности. И своевременная помощь в этом направлении может предотвратить нежелательные последствия в дальнейшей жизни подростка.
Тотикова Алина Константиновна
Наиболее актуальной тема комплексов становится в период подросткового возраста. Это примерно 12- 16 лет. Стоит отметить, что это не четкие параметры границ. Они могут колебаться начиная от десяти лет и заканчивая восемнадцатью. Понятие "комплекс неполноценности" появилось в психологическом словаре благодаря известному психоаналитику А. Адлеру. Сам Адлер с детства отличался чрезвычайной болезненностью, во многих сферах жизнедеятельности считал себя неуспешным и страдал, сравнивая себя с окружающими, так как сравнение это было не в его пользу. Став взрослым и занявшись психоанализом, Адлер создал теорию о комплексе неполноценности. Он считал это явление, при грамотном к нему отношении, крайне полезным для любого человека, поскольку любая неполноценность заставляет нас ее преодолевать, компенсировать каким-либо образом, тем самым стимулируя нас к собственному развитию.
Именно в течении пубертатного периода родители часто являются свидетелями повышенного недовольства собой детей, появляются комплексы связанные с непринятием своего внешнего образа: «У меня некрасивый нос, моя кожа не такая гладкая, мой вес слишком большой…, мой голос…, мой рот, мои руки…и. т.д.»
Это выражается в оценивании и фиксации внимания на своей внешности. Сравнивании себя с другими сверстниками, и часто с известными личностями, определения для себя некоего идеала. В этот период подросток может подолгу смотреться в зеркало, как бы изучая себя и определяя, насколько он плох или хорош в собственных глазах и на фоне других сверстников. Явные или даже незначительные различия во внешнем облике воспринимаются очень остро.
Если в дошкольном и младшем школьном возрасте дети стараются присоединиться к миру, то в период подросткового возраста они противопоставляют себя ему. Пытаясь понять, какие они на фоне других людей. Это часто неосознанное желание заявить о себе. Именно это неосознавание на деле выглядит парадоксально противоположно - как застенчивость, закрытость, неуверенность и зачастую инертность.
Какими бывают комплексы и как они проявляются.
Как правило, комплексы имеют разное выражение это может быть такое проявление как: повышенная агрессия, грубость, желание казаться хуже, чем есть на самом деле. Вполне свойственны такие поведенческие реакции, как демонстративность, максимализм, желание обратить на себя внимание, повышенная вербальная активность. Что часто воспринимается окружающими, как отсутствие комплексов и закрепощенность.
Но, именно такое поведение как раз и свидетельствует о наличии комплекса неполноценности и заниженной самооценке. В действительности, таким образом подросток пытается заявить о себе, обратить внимание на свою личность, получить уважение и одобрительную оценку. Его неосознанное послание окружающему миру можно сформулировать как послание «Я есть» и «Я имею значение». Часто, именно такое поведение является результатом обесценивания личности ребенка со стороны взрослых, дефицита внимания, когда родители не воспринимают всерьез проблем и переживаний подростка. И подростку приходится различными. Как правило, не одобряемыми способами привлечь к себе внимание. Этот комплекс может иметь продолжение во взрослой жизни и стать такой своеобразной формой акцентуации характера его личности. Что мы можем часто наблюдать и в окружающих нас людях, и в себе.
В качестве совета по преодолению такой формы проявления комплекса родителям можно говорить только о безусловном принятии своего ребенка. Умение замечать и выделять успехи и достоинства личности ребенка. Подросток нуждается во внимании и признании авторитетной личности. Эмоционально положительный контекст общения с подростком является залогом полноценного и гармоничного развития его личности.
Другой, противоположной формой проявления комплекса неполноценности у школьников является ярко выраженная застенчивость, закрепощенность, стыдливость, избегание контактов, публичности. Подросток как бы уходит в себя, ограничивает дружеские контакты, избегает массовых мероприятий.
Возможно, кому-то такое качество как застенчивость покажется несомненно положительным: застенчивый человек располагает к себе своей кажущейся беззащитностью, он тих и скромен, не привлекает к себе излишнего внимания. Но с другой стороны, чрезмерно застенчивый человек не слишком хорошо адаптирован в социуме, он упускает многие возможности самореализации, не способен защитить себя при столкновении с грубостью и хамством.
Здесь мы также видим непринятие себя, и борьбу с миром через сепарацию. В данном поведении заложено послание «Я недостоин», «Я недостаточно хорош». Причиной такой формы неполноценности часто является перфекционизм, стремление соответствовать высшим идеалам, во всех сферах добиваться успеха. Что касается влияния на этот процесс со стороны родителей, то это конечно же гипертрофированное внимание к каким-либо действиям подростка, завышенные ожидания, желание иметь самого лучшего ребенка. Родители таких подростков это сверхответственные люди, которым хочется дать добрый совет о том, чтобы они относились и к себе и к окружающим менее требовательно. И приняли своё несовершенство как высшую норму дарованную нам свыше. Это спокойствие передается окружающим и в первую очередь благодарным детям.
Как помочь ребенку страдающему комплексом неполноценности.
Прежде всего в данном вопросе необходимо говорить о доверии. Доверительные отношения это залог относительно гармоничного течения этого непростого подросткового периода. Ключом к доверию являются такие важные понятия как уважение и чуткость. Да, именно в уважении нуждается подросток, не в назойливом внимании, не в требованиях и планках, а в умении принять позицию подростка и попробовать помочь ему изменить отношение к ситуации.
Как говорит известная психолог Ю. Б. Гиппенрейтер: «Если вы хотите научить чему то ребенка, начните делать это вместе с ним, и только потом уже, что либо требуйте».
Безусловное принятие подростка и общение с ним через призму уважения. Не «Сверху вниз», а на одной параллели. Только такое взаимодействие дает положительные результаты и способствует гармонизации личности подростка.
Очень важно для подростка почувствовать успешность в какой-либо деятельности. Для этого можно найти новое увлечение, или деятельность, где подросток будет чувствовать себя успешным, достигающим результатов. Это может быть увлечение, какой-либо кружок, хобби, секция т.е. деятельность, которая даст позитивную оценку действиям ребенка.
Если у подростка есть объективные причины для переживаний, то ни в коем случае не обесценивайте его проблему, делая вид, что ее не существует. Часто бывает так, что он очень желает избавиться от досаждающего недостатка. Но не знает, как это сделать в силу своего возраста и отсутствия опыта преодоления подобных проблем.
Именно в этом случае взрослый может способствовать преодолению трудностей посредством совместного принятия решения. Это может быть информирование подростка о проблеме, что само собой может развенчать какие-то надуманные опасения, или же можно определить план действий, где взрослый поможет в реализации этого плана в качестве непосредственного участника.
Тема о комплексах не смотря на то, что является распространенной и имеет ряд общих причин и путей преодоления, носит весьма индивидуальный характер. Каждый частный случай имеет свои нюансы: причины, следствия и возможности избавления от сложившихся трудностей свойственных подростковому периоду в развитии личности. И своевременная помощь в этом направлении может предотвратить нежелательные последствия в дальнейшей жизни подростка.
Тотикова Алина Константиновна

Следующая запись: Говори вежливо. Думай как нравится. Английская пословица
Лучшие публикации