Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Психология без соплей
Самообманы в психотерапии

Самообман в психотерапии может касаться очень разных сторон психотерапевтического процесса. Но здесь коротко о двух аспектах:
взаимных ожиданиях клиентов и психотерапевтов друг о друге и психотерапевтов о самих себе.

Когда в психотерапевтической работе мы приступаем с определёнными ожиданиями по отношению друг к другу, когда что-то делаем исходя из стереотипических шаблонов и представлений, мы уже начинаем этот сон самообмана. Смотрим на происходящее через искажающие очки наших ожиданий.

Многие проблемы в психотерапии возникают оттого, что один или оба участника этого процесса испытывают недовольство действиями партнёра. Психотерапевт может чувствовать дискомфорт, поскольку клиент ведёт себя каким-то необычным, неудобным образом. Часто психотерапевт испытывает чувство недовольства, в котором не хочет, боится признаться даже самому себе. Клиент же в свою очередь может испытывать разочарование, потому что психотерапевт не соответствует его представлениям. Таким образом, для обоих участников психотерапии возникает необходимость прийти к соглашению относительно своих ожиданий, причём не у одного из них не должно оставаться ощущения, что он остаётся в ущербе. Достаточно часто встречаются клиенты с весьма спутанным, искажённым, а иногда и просто искажённым представлением о том, что такое психотерапия, как и на чём строится работа психотерапевта, какая во всём этом его, как клиента, ответственность. В этом повинна и низко развитая в обществе психологическая культура. Мифы о психотерапии, которые создаются популярной литературой, фильмами, самими психотерапевтами. Такой самообман может иметь последствия для возможного оказания ему помощи. В советские времена единственным методом психотерапии было внушение, гипноз. И клиенты первым делом спрашивали: «А владеете ли Вы гипнозом?». В нынешние времена встречаются клиенты, которые ожидают увидеть в кабинете кушетку, так как приравнивают в своём понимании психотерапию к психоанализу. Несовпадение ожиданий и реальности, прежде всего, проявляется в сопротивлении клиента действиями психотерапевта вплоть до полного разочарования – клиент бросает психотерапию. С одной стороны клиент чувствует необходимость в помощи и понимает неизбежность изменений, с другой стороны не готов платить за эти изменения признанием себя автором своих трудностей, не готов платить муками выбора, ещё большей болью, вкладыванием душевных усилий без определённых гарантий успеха, и, наконец, материальными затратами. Клиенты приносят не только свои представления о психотерапии и как должен происходить процесс помощи, но и свои ожидания по поводу того каким должен быть и как помогать психотерапевт.

Вот несколько примеров наиболее распространённых ожиданий:

- психотерапевт должен сам догадаться чего хочет клиент по характеру его жалоб. Клиента раздражает несообразительность психотерапевта, он ещё почти ничего не сказал, но уже спрашивает: «А Вы понимаете, чего я хочу?» Ответ, что всё ещё не пониманию, сразу вызывает много негативных эмоций.

- Ещё один пример. Психотерапевт должен быть терпеливым, внимательным, сопереживающим, понимающим всё время. Такие ожидания с первого взгляда кажутся справедливыми, но можем ли мы им соответствовать в той мере, какой хочет клиент? Подобные ожидания не учитывают жизненные реалии, колебания настроений психотерапевтов, их работоспособности, энергетической заряженности. Обманываясь в качествах психотерапевтов, клиенты становятся недовольными ими. Поэтому с одной стороны хорошо, когда клиент заботитcя о психотерапевте («Вы выглядите усталым. Мне кажется, что Вы не всё помните, что я говорю.») С другой стороны в его заботе чувствуется недовольство. То есть у психотерапевта отбирается право быть уставшим, не выспавшимся, то есть живым. И некоторые психотерапевты не позволяют себе быть естественными и изображают энтузиазм и включённость даже тогда, когда устали. И тогда процесс психотерапии становится для них мукой и сплошной ложью.

- Ещё одно.
У психотерапевтов должны быть ответы на все вопросы. Он должен иметь в запасе совет как выйти из любой тупиковой ситуации клиента. Клиенты нетерпимы к кажущейся им недостаточной компетентности психотерапевта. Клиенты очень недовольны, когда психотерапевты больше спрашивают, чем отвечают. По их представлениям психотерапевты должны давать ответы, а не спрашивать.

- Также, психотерапевт, будучи профессионально подготовленным и компетентным специалистом, с точки зрения клиента, должен взять на себя всю ответственность за процесс помощи и за результат. Клиенты бывают склонными становится объектами профессиональных действий психотерапевтов, игнорируя субъект-субъектную природу терапевтических отношений, а значит и необходимость разделения ответственности за происходящее в психотерапии.
Роль терапевта – помогать клиенту найти, что и как делать.

- Ещё одно заблуждение. Психотерапевт должен помогать ?6?
Самообманы в психотерапии.Самообман в психотерапии может касаться очень разных сторон ...
Рейтинг записи:
5,5 - 4 отзыва
Нравится4
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх