Представьте себе, что у вас сильно испортилось зрение. То, что раньше было в резкости, теперь стало размываться. Там, где раньше легко удавалось что-то разглядеть, теперь приходится прилагать заметные усилия. В жизни такие изменения происходят постепенно, поэтому нужно именно представить — вчера все было хорошо, а сегодня уже стало плохо. Важным отличием здесь будет ясное осознание, что теперь вы видите ПЛОХО.
А теперь представьте человека, у которого никогда не было острого зрения. Он видит так, как видит, и у него нет ни малейшего представления о том, что такое хорошее зрение и как видят те, у кого с ним все в порядке. Такой человек не будет осознавать, что с его зрением что-то не так. Возможно, с чужих слов он будет это как-то смутно понимать, но для него это все равно будет чем-то далеким и неосязаемым.
В первом случае, мы имеем дело с осознанной слепотой, во втором — с неосознанной. И вот тут интересное! Когда есть ясное осознание дефекта, есть и шанс на его исправление — даже в случае зрения. А когда такого осознания нет, когда нет ни малейшей догадки о том, что есть какой-то дефект, исправить его все ещё можно, но для этого не будет никакой мотивации. А без должной мотивации даже самое возможное и доступное превращается в невозможное и недоступное.
Так вот, тоже самое происходит с остротой мышления. Только, если зрение у нас у всех изначально хорошее и только с возрастом начинает портиться (исключительные случаи не берем), то с мышлением все наоборот — сначала его нет вообще, потом оно потихоньку развивается и выходит на какой-то стабильный уровень… и вот здесь мы часто оказываемся в ситуации неосознаваемой интеллектуальной слепоты, когда развитие мышления останавливается гораздо раньше, чем следовало бы. И самая главная проблема здесь не в том, что мышление в итоге работает не в полную силу, а в том, что человек вообще не подозревает, что с его мышлением что-то не так и что он мог бы мыслить гораздо яснее и четче.
Система образования, которая призвана решать эту задачу — развивать мышление и давать внятную обратную связь о его остроте — справляется не очень хорошо, поскольку планку требований держит очень низкую, минимально необходимую для выживания в обществе. Кроме того, процесс обучения и контроля знаний гораздо больший акцент делает на эрудиции, на накоплении информации и умении её вовремя извлекать из памяти. Чтобы быть отличником в школе, хорошо думать не обязательно — достаточно хорошо помнить.
В итоге мы оказываемся в ситуации, когда, во-первых, навыки мышления недостаточно развиты, а во-вторых, мышление подменяется поиском готовых ответов у себя в памяти или в Гугле. Умеешь добывать информацию, эрудиция хорошая — всегда будешь выглядеть умнее других… и сам тоже будешь считать себя умным.
Проводим сейчас занятия по мышлению, и это прямо бросается в глаза — оказывается, многие не просто не умеют четко и последовательно мыслить, они пребывают в глубоком заблуждении относительно того, что вообще значит ДУМАТЬ. Им кажется, что они ДУМАЮТ, даже когда мышление у них вообще не задействовано, а вместо него работает память и перебор готовых вариантов ответа.
И даже на уровне субъективных ощущений это переживается очень характерным образом — как будто приходится напрягать мышцу, которая очень давно не работала. Извилины скрипят, голова болит, очень быстро наступает усталость — ни интеллектуальной координации не хватает, ни силы, ни выносливости. И для многих именно это будет главным открытием — что у них есть МОЗГ и они им практически никогда по-настоящему не пользовались.
И тесты IQ здесь ничем не помогут — они измеряют способность решать абстрактные задачи, а не то, умеет ли и включает ли человек свой мозг в повседневной жизни. Корреляция между высоким IQ и умением пользоваться своим интеллектом в решении жизненных задач, может быть, и есть. Но по статистике IQ у большинства колеблется в очень незначительных пределах, а вот разница в способности включать свой мозг в реальной жизни гораздо более велика и заметна.
Довольно трудно предложить здесь какой-нибудь критерий или тест, по которому можно будет понять, все ли нормально у человека с прикладным мышлением. Но можно хотя бы проверить, знаете ли вы где находится эта специфическая «мышца», которая отвечает за мышление.
Вспомните или перелистайте учебник геометрии, попробуйте доказать 2-3 теоремы. И в процессе понаблюдайте, в каком конкретно «месте» возникает интеллектуальное напряжение — прочувствуйте его и запомните. А потом проверьте — испытываете ли вы вот это специфическое напряжение, когда сталкиваетесь с какой-нибудь трудной задачей или проблемой. Полагаю, для многих будет открытием, что напряжение у них при этом возникает вообще в другом месте — там, где живет память и/или эмоции, а не там, где находится пульт управления мышлением.
Плохо не уметь думать, ужасно — об этом не догадываться!
Здесь выдают
ставки
ставки
Получить
Фотострана /
Интересные страницы /
Психология и отношения /
Психология без соплей
/
Представьте себе, что у вас сильно испортилось зрение. То, что раньше было в резкости, теперь стало ...
Психология без соплей
Рейтинг записи:
5,5
- 8 отзывов
Многим читателям это понравилось
Знакомства в Луганской области с телефонами и фото
Знакомства онлайн в Луганской области бесплатно
Знакомства в Луганской области для брака бесплатно
Знакомства в Луганской области с номерами телефонов бесплатно
Знакомства в Луганской области с женщинами кому за 30 без регистрации
Знакомства в Луганской области с мужчинами с номерами телефонов без регистрации
Сайт знакомств для секса в Луганской области без регистрации
© 2008‒2025 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 25 100 023 человека
ООО «Фотострана» ОГРН: 1157847426076 ИНН: 7813238556
197046, Санкт-Петербург, Певческий переулок, дом 12, лит. А
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: Живя в обществе людей, так или иначе нужно соблюдать стратегический баланс — быть хорошим настолько, ...
Лучшие публикации