Портал
1. ВОПРОСЫ НА ЛЬСТИВОСТЬ И САМОМНЕНИЕ
«Добродетель из добродетелей — хитрость скрытия добродетели». Нас с детства учили тому, что быть скромным хорошо, а хвалиться — плохо. Тем более, за счет других людей. Тем более, если ты их не знаешь.
Не очень-то удивительно, что вопросы наподобие «Расскажите, чем вы лучше других претендентов на должность» ставят в тупик более половины соискателей. С их точки зрения рекрутеров понять трудно: будто бы кандидат, без запинки уверивший собравшихся в своей незаменимости, лучше того, кто на этом вопросе скромно промолчал. С чего они это взяли?
А вопрос «Почему вы хотите работать именно в нашей компании?» имеет право на жизнь, если в компанию выстраивается очередь из желающих работать именно в ней. Такие работодатели есть, многие их хорошо знают. В остальных же случаях вопрос выглядит, как бы это сказать, наивным...
2. БЕЗРАЗЛИЧИЕ И СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ
В беседе с дружелюбно настроенным кадровиком кандидат может продемонстрировать лучшие качества. А что делать, если рекрутеру вы явно безразличны как профессионал (и он даже ваше резюме не распечатал)? И тем более если работодатель держит себя надменно или снисходительно, пытается учить жизни: «Как же так, вы так долго не можете устроиться». Или — искреннее удивление обеспеченной дамочки-рекрутера: «Вы так редко бываете за границей?».
3. УКЛОНЧИВЫЕ ОТВЕТЫ
Вы хотите знать правду о нас, а мы — о вашей компании. Что-то бывает понятно уже из самих ваших вопросов («Как вы относитесь к необходимости доносить о проступках коллег начальству?»). Но не все. Поэтому 42% опрошенных считают, что рекрутерам не стоит морщиться, когда соискатель задает какой-то интересующий его вопрос. От ответа во многом зависит его выбор. Кстати, молчание рекрутеров — хороший индикатор. Если в компании зарплата и функционал окружаются ореолом тайны — представьте, сколько еще скелетов в шкафу вас тут ожидают!
Соискателю на заметку: не только ваши ответы, но и вопросы рекрутер запоминает и анализирует. Например, если вы обмолвитесь о размере зарплаты больше одного-двух раз, работодатель может сделать вывод, что вы зациклены на прибыли.
4. ВОПРОСЫ О ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ
«Давно ли вы замужем?», «Кто вас содержит?», «Кем работала ваша мама?», «Чем вы любите заниматься в свободное время?» и т. д. С одной стороны, эти вопросы позволяют собрать еще немного крупиц информации о соискателе. С другой — стоит ли она испорченной атмосферы собеседования? Многие соискатели (38%) не любят вопросов о личной жизни, воспринимая их как попытку вмешаться в сферу, до которой работодателю не должно быть никакого дела.
5. Анкеты и психологические тесты
Анкеты редко выдают в своем авторе хорошего социолога и чаще напоминают заявление на прием в рабство: паспортные данные, имена и адреса родственников... Мол, везде найдем, из-под земли достанем.
Но дело не столько в анкетах. Дело в недостатке внимания. Все то же самое можно спросить во время интервью. Ах, нет времени? Много кандидатов? А что за вакансия такая, на которую идут толпами? Наверное, массовая — продавец-консультант, не более того. Даже если называется она «Key Account Manager».
А даже если и массовая, то куда лучше было бы разместить анкету или тест в интернете и не тратить время соискателя на поездку.
6. ТРЕБОВАНИЕ ЗАПЛАТИТЬ
Здесь даже комментировать нечего. Соискатель работодателю никогда ничего не должен платить: он должен работать. А попытки продать кандидату информацию, форму, документы или что-нибудь еще — явный признак мошенничества.
7. РЕКРУТЕР ОТВЛЕКАЕТСЯ НА ПОСТОРОННИЕ ДЕЛА
Тот, кто все 480 (а то и 600 или 720) минут своего рабочего дня посвящает исключительно работе, пусть первым бросит камень в кадровика, который на пару минут оставил собеседника в одиночестве. Но кому будет приятно, если ваше собеседование постоянно прерывается на разговоры по телефону или переписку «ВКонтакте». Вы бы и со своим начальником так разговаривали, что ли? 28% опрошенных отметили, что их раздражает, когда рекрутер постоянно на что-то отвлекается.
8. КАДРОВИК НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЕТ В ПРОФЕССИИ СОИСКАТЕЛЯ
От профессионального рекрутера, как правило, знаний по каждой специальности не требуется. Но это значит, что проводить интервью по компетенциям они способны лишь с кандидатами на ограниченный пул вакансий — таких, где не требуется специальных знаний (а значит, доступных и самому рекрутеру). Например — менеджеры по продажам, по работе с клиентами, продавцы, операторы на телефоне и т. д.
А вот настоящих специалистов должны собеседовать компетентные представители компании — с этим согласны 28% опрошенных. Забавно, когда тестовое задание редактора проверяют со шпаргалкой или не могут понять, чем монтажник ОПС отличается от монтажника ЛВС. Грустно, что зачастую на судьбу соискателей влияют решения, принятые наобум.
Многоступенчатое интервью, массовое собеседование и разговор с несколькими рекрутерами сразу вызывают у соискателей намного меньше негатива: за эти варианты проголосовало менее четверти опрошенных.
Интересно, что мужчины и женщины реагировали на одни варианты одинаково, а на другие — по-разному. Например, соискательницы хуже реагируют на вопросы о личной жизни, опоздания и недоброжелательность. Мужчин же чаще, чем женщин, раздражает некомпетентность рекрутера в их профессии.
Многие пользователи воспользовались возможностью дописать к вариантам кое-что от себя. В результате получилась подборка, которой хватило бы на отдельный материал.
Следующая запись: Математики думают, что Бог в уравнениях, нейрологи уверены, что Бог в мозге, а программисты уверены, ...
Лучшие публикации