Привлечение инвестиций
CEO хостинговой компании Timeweb Александр Бойков с недавних пор занялся венчурными инвестициями. За год он отсмотрел около пятисот проектов и понял, что большинство из них просто не готовы ко встрече с инвестором.
Внимание, каждый фаундер должен ответить на эти 7 вопросов, и только потом привлекать деньги:
Вопрос 1. В чём ваше «нечестное преимущество»?
Что даст вам возможность получить мощный отрыв от конкурентов? Может, у вас есть доступ к целевой аудитории, которого нет и не может быть у конкурентов. Или вы можете снизить операционные затраты и за счёт этого держать цену в два раза меньше?
«Нечестным преимуществом» пользуются все крупные компании, выводящие свой продукт на рынок. У них уже есть аудитория, которая может частично пересекаться с ЦА нового продукта. Это позволяет им при прочих равных выигрывать борьбу за рынок. Подумайте, есть ли у вас дружественные компании, при помощи которых вы сможете получить доступ к вашей ЦА? Или может быть эта компания проинвестирует в ваш стартап с дисконтом, получив большую долю, но предоставив возможность оторваться от конкурентов.
Хороший вариант «нечестного преимущества» — это тайное знание о рынке, которое можно получить проведением глубинных customer interview.
Главное не задавать вопросы в лоб, как это делают большинство стартапов. Существует готовая методика, описанная в книге «Спроси маму» Роба Фицпатрика. Изобретать велосипед не нужно.
Вопрос 2. Есть ли у вас стратегия?
Хорошо, если у вас есть «нечестное преимущество». Но, знаете ли вы, как вы будете удерживать преимущество в сегменте? Как будете растить долю? Что защитит вас от прихода крупных игроков? Ответы на эти вопросы даёт стратегия выхода на рынок или go-2-market стратегия.
Вопрос 3. Что же делать?
Например, вы можете начать завоёвывать рынок с тех сегментов, которые проще всего защитить. На каждом рынке есть сегменты, недолюбленные крупными игроками. Начните с них. Если вы никогда не строили стратегию, обратитесь к ментору. Это не самая сложная задача в бизнесе, но нужно иметь бенчмарк, чтобы иметь возможность оценить её качество.
Имея хорошую стратегию, вы сможете двигаться сегмент за сегментом до тех пор, пока не получите лидерство на рынке. Это атака рынка снизу. Если же вы будете работать во все стороны одновременно, то просто растратите ресурсы и не займете никакой доли.
Вопрос 4. К чему вы идёте?
Это один из основных вопросов инвестора. Так он определяет, каким образом получит свой возврат на инвестиции. Существует несколько вариантов и каждый из них может быть интересен.
Например, вы работаете на капитализацию. В этом случае хорошо бы заранее подумать о том, какому именно стратегу будет интересна ваша компания. Если вы сможете заранее провести переговоры и договориться о трекинге, то получить инвестиции будет на порядок легче.
Не на всех рынках возможны экзиты по адекватным мультипликаторам. Но, возможно, на них можно обеспечить хороший дивидендный поток.
Чего точно не рекомендую — это указывать в питче то, что выход для инвестора будет через IPO. Как правило, решение об IPO принимается уже в зрелой компании, когда выясняется, что это самый подходящий компании инструмент.
Вопрос 5. Сбалансирована ли команда?
Редкий стартап вырастает из одного основателя. Почти все крупные компании на слуху начинались с двух и более людей. Существует несколько методик, по которым проверяется сбалансированность команды.
В команде должны быть технический специалист и маркетолог. Очень редко эти две сущности хорошо уживаются в одном человеке.
Один создаёт продукт, обеспечивает технологии, а другой — занимается продвижением продукта на рынок. Для быстрого роста оба эти человека должны быть профи в своих направлениях. Вообще, от первых 10 человек в стартапе зависит успех всей компании.
Можно оценить состав по Адизесу, когда мы смотрим на ключевые качества членов команды. На старте должны обязательно быть P-производство и E-предпринимательство. С ростом команды понадобятся ещё A-администрирование и I-интеграция. Если не будет P — стартап будет витать в миллионе идей, которые никогда не реализуются. Если не будет E — стартап не сдвинется с места.
Вопрос 6. Проанализированы ли риски?
Это самая недооцененная часть презентации проекта, но она одна из самых важных для инвестора. Мало кто из стартапов занимается системным риск-анализом, в то время как наличие такого анализа является показателем зрелости предпринимателя.
Как анализировать риски? Совсем необязательно делать талмуд с перечислением всех возможных и невозможных событий. Достаточно проанализировать 5-10 основных. Всё равно отработает риск, который вы не учли. Так зачем тогда это делать?
Оценка рисков способна заставить нас принимать креативные решения, оберегающие бизнес, о которых раньше мы бы не подумали.
Вопрос 7. Готов ли стартап к инвестиции?
Если у вас ещё нет подтверждённой бизнес-модели и product-market fit, привлекать инвестиции рано. В поисках ЦА и первых продаж стартапу предстоит проверить десятки гипотез и, возможно, сделать несколько пивотов. Гораздо дешевле для вас же делать это на свои деньги. Если вы спалите те же 30% стартапа на поиск бизнес-модели, у вас останется совсем небольшая доля для его последующего масштабирования.
В России инвесторы за редким исключением не будут инвестировать на раннем этапе. Так когда привлекать инвестиции? Когда стало понятно, какие конкретно действия позволят стартапу вырасти. Гипотезы и масштабирование каналов проверены, договорённости с партнёрами достигнуты и остаётся только залить денег. Такой стартап идеален для венчурного инвестирования и принесёт всем участникам хорошую отдачу.
Ставьте себя на место инвестора. Спросите себя: готов ли я отдать $100–200 тысяч незнакомому человеку под обещание вырастить мои деньги без каких-либо гарантий? Умение встать на место инвестора и посмотреть на свой стартап его глазами гарантирует вам получение инвестиций.
Конечно, нельзя предусмотреть все вопросы, которые можно получить на презентации проекта. Но это — основные, вы можете оттолкнуться от них, чтобы привлечь и удержать интерес инвестора.
Получить
Фотострана /
Интересные страницы /
Науки и технологии /
IQ Blog: мышление, развитие, мотивация, факты
/
Привлечение инвестиций
IQ Blog: мышление, развитие, мотивация, факты
Рейтинг записи:
5,5
- 3 отзыва
Многим читателям это понравилось
Посмотреть ещё 9 фотографий
3D на грани фантастики от Джо Хилла и Макса Лоури
Сайт знакомств в Домодедово без регистрации с телефонами и фото
Сайт знакомств в Домодедово для взрослых без регистрации бесплатно
Сайт знакомств в Домодедово для серьезных отношений без регистрации бесплатно
Сайт знакомств в Домодедово с девушками без регистрации бесплатно
Интим знакомства в Домодедово бесплатно
Сайт знакомств в Домодедово с мужчинами с номерами телефонов бесплатно
Сайт знакомств в Домодедово с женщинами кому за 40 без регистрации бесплатно
© 2008‒2024 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 25 588 724 человека
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: IQ Blog: мышление, развитие, мотивация, факты - 3 февраля 2017 в 07:06
Лучшие публикации