Стартап: выжить и победить
На что обратить внимание при начале своего дела
Как известно, 9 из 10 стартапов умирают. Со-основатель компании Greenfield Project Михаил Корнеев и эксперт венчурного фонда Softline Venture Partners Антон Белоусов рассказали о том, как сделать так, чтобы ваш стартап выжил и стал успешным.
Спросите себя: чего я хочу?
Это очень модно сегодня: почти любое новое дело называть стартапом. Вы открываете интернет-магазин и говорите: у меня стартап. Вы создаете технологическую платформу для распознавания речи и называете себя стартапером. Поэтому прежде, чем «воплощать в жизнь» наши рекомендации для стартапов, подумайте: ваш проект — действительно стартап? Что вы хотите получить от своего бизнеса, на что он «заточен»? Ниже - два распространенных варианта подхода к бизнесу, которые не являются стартапом.
1. Операционный бизнес
Очень часто люди просто хотят делать операционный бизнес: предлагать-продавать товар или услугу. И, возможно, масштабироваться. Признаки операционного бизнеса:
- продаем товар или услугу.
- рост компании пропорционален числу людей, которые в ней работают.
- зарабатываем, но цель «сделать миллиард» не стоит.
2. Социальный бизнес
Этот вариант ведения бизнеса реализует, прежде всего, желание изменить мир вокруг себя. Поэтому его основные признаки таковы:
- решаем социальные проблемы, хотим изменить мир
- прибыль — не главное.
Главное отличие «настоящих» стартапов от любых других способов ведения бизнеса в том, что они изначально нацелены на «масштабность», на развитие. И достигают этого за счет технологий.
Если в вашем интернет-магазине (где в среднем, например, 100 заказчиков в день) однажды захотят приобрести товары сразу 1000 новых покупателей, все сотрудники интернет-магазина это, разумеется, заметят - по увеличению нагрузки. А если в сети «Вконтакте» в один день зарегистрируются не 1000, а 10000 новых пользователей, это никак не отразится на работе сотрудников соцсети — технологии позволяют «не замечать» новых пользователей.
Какие виды стартапов существуют
1. Масштабируемый стартап
Главные признаки:
- строим большой бизнес (миллионные обороты)
- для роста требуются инвестиции
- инвестор может заработать на несколько порядков больше, чем вложил на старте, в течение 5 лет
2. Стартап на продажу
- хотим продать свой бизнес крупным компаниям
- у нас крутая команда/крутая технология/крутая клиентская база
Итак, стартап — это временная организация, созданная для поиска масштабируемой, повторяемой, прибыльной бизнес-модели в условиях экстремальной неопределенности с целью быстрого роста.
Используйте специальные методики для стартапов
Большинство стартапов погибают, но существуют и успешно применяются методики работы, которые снижают смертность в три раза. Они не гарантируют вашему проекту стропроцентное здоровье, но все же уменьшают риски.
1. Customer Development
У вас есть идея (гипотеза). Например, если я сделаю сервис, который позволит обмениваться сообщениями до 140 символов, им начнет пользоваться весь мир. Хорошо. Вы должны проверить ее на пользователях — как можно быстрее и дешевле. Создав прототип и получив обратную связь, вы осознаете, что эта гипотиеза не работает. Не действует и вторая придуманная вами идея. Именно так бывает со стартаперами — с первого раза трудно нащупать идею, которая будет интересна миллионам.
Проверили гипотезу, убедились, что она может работать — только тогда вы сможете расти и создавать компанию. Частая ошибка стартаперов в том, что они преждевременно начинают вкладывать деньги в компанию. Многие рассуждают так: «Вот сейчас ничего не продается, но если мы потратим миллиард на рекламу, то продаваться начнет». Чаще всего этот миллиард не окупается.
Схема Customer Development: идея — проверка идеи — рост — компания.
2. Бережливый стартап
Эта методика близка предыдущей, но еще экономичнее. У вас есть идея, но нет ее «материального воплощения» - у вас нет никакого (или почти никакого) продукта. Вы представляете идею в виде слайдов-презентаций или, например, снимаете видео о том, как ваша идея будет круто работать после «воплощения в жизнь» (кстати, именно так сделали стартаперы из ныне знаменитого облачного сервиса Dropbox).
Представляя идею, вы проводите эксперимент: интересна она в принципе или нет? «Она может быть интересна, но в ином виде», — говорят вам потенциальные клиенты. О’K, вы, учитывая полученные данные, делаете новую презентацию и приходите уже с ней к потенциальным клиентам...
Схема: идея-эксперимент-данные-доработка идеи-эксперимент-данные...
3. Методика Lean Canvas
Помогает в самом главном: правильно проверять ваши идеи и гипотезы. Чтобы применить эту методику на практике, нужно продумать следующие обязательные «пункты существования» вашего бизнеса:
- сегменты клиентов (вы должны очень хорошо понимать свою целевую аудиторию. Поэтому не замахивайтесь на аудиторию «все пользователи Интернета» - вспомните, с чего (вернее, с кого) начинал тот же Цукерберг)
- проблема и конкуренты (в чем состоит сегодня проблема и кто ее уже решает)
- уникальная ценность предложения
- решение проблемы
- каналы (как о вас узнают клиенты)
- ключевые метрики (зависят от конкретного бизнеса. Многие, например, измеряют посещаемость, но если у вас миллион зарегистрированных, из которых только 100 платят деньги, посещаемость вашего сайта не может стать метрикой — показателем успешности вашего бизнеса)
- потоки выручки (как именно вы делаете деньги, жизненная ценность клиента, выручка, маржинальность)
- структура расходов (стоимость привлечения клиентов — самое главное. Остальное (например, расходы на персонал или уборщицу) воспринимайте как составляющие стоимости привлечения клиента.
Спрашивайте клиентов о прошлом
Знаменитый пример: покупателей, заходящих в американский супермаркет, спросили — что вы собираетесь купить? Респонденты перечисляют. На выходе из супермаркета у этих покупателей «проверили сумки». Оказалось, что в реальности они купили только 30% из того, что намеревались.
Проверяя идею, не спрашивайте своих потенциальных клиентов о будущем. Задавайте вопросы о прошлом.
Плохие вопросы для проверки вашей гипотезы:
- что вы думаете о нашей идее?
- вы бы купили продукт, который решает эту проблему?
- сколько вы готовы заплатить за наше решение?
Хорошие вопросы:
- расскажите подробно о том, как вы сталкивались с этой проблемой и как ее решали - сколько денег вы теряете из-за этой проблемы, есть ли у вас бюджет на это направление?
- с кем бы вы порекомендовали мне пообщаться?
Определитесь: вы умный или красивый?
Оценивайте себя трезво. Скорее всего, вам вряд ли удастся сделать второй Google — очень умный и красивый проект. Большинство стартапов — либо умные, либо красивые. Если у вас умный, технологически сложный проект, будьте готовы к тому, что на разработку и продвижение понадобится время. Так было, например, с DeepFace (программой, распознающей лица на фотографиях в социальной сети Facebook). А если у вас технологически простой и действительно красивый, яркий проект (как, например, Instagram) — вы быстро наберете аудиторию, и, соответственно, сможете заработать.
При подготовке статьи использованы материалы курса «Начни свое дело» , разработанного специалистами бизн ес-инкубатора НИУ ВШЭ.
Получить
Фотострана /
Интересные страницы /
Науки и технологии /
IQ Blog: мышление, развитие, мотивация, факты
/
Стартап: выжить и победить
IQ Blog: мышление, развитие, мотивация, факты
Рейтинг записи:
5,5
- 3 отзыва
Многим читателям это понравилось
© 2008‒2024 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 25 718 407 человек
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: Только те, кто предпринимает абсурдные попытки, смогут достичь невозможного. Альберт Эйнштейн
Лучшие публикации