
Из истории футболки
Как вы думаете, какой предмет гардероба настолько универсален, что проник в шкаф всех и каждого: ребенка, студента, домохозяйки и преуспевающей бизнес леди? Даже гардероб вашего дедушки может, без сомнения, похвастаться этим предметом одежды. Другое дело, что ваш дедушка, вероятно, использует эту вещь в качестве нижнего белья, а вот какой-нибудь подросток - без зазрения совести носит эту вещь в школе. Конечно, это футболка – однотонная или с рисунком, свободного кроя или прилегающего силуэта, с круглым вырезом под горло или V-образным вырезом – она давно и прочно заняла место в спортивных, повседневных, праздничных и даже деловых образах. Как самостоятельный предмет одежды, разумеется.
Между тем всего каких-то 60 лет назад никто не пожелал бы оказаться в футболке на людях – эту вещь носили исключительно как нижнее белье, причем шерстяное нижнее белье.
Однако хлопковый бум, последовавший за изобретением волокноотделителя в 1793 году, в корне изменил ситуацию: уже к 1850м годам хлопковая футболка фактически вытеснила своего шерстяного предшественника, чему также способствовало повсеместное распространение центрального отопления. Немецкий доктор-гигиенист Густав Йегер писал: «Шерстяное волокно дает телу самую лучшую защиту от холода, жары и влаги, и менее всего препятствует выделению телесных испарений».
Историк моды Денита Сьюэлл пишет, что «рубашка по форме мало изменилась с момента своего создания в Средние века и до середины 19 века. Она была просторной, кроилась из тканого полотна и состояла из прямоугольных деталей, сшивавшихся в форме буквы «Т»». В середине 19 века благодаря появлению новых технологий – еще один реверанс в сторону промышленной революции – футболки изменили силуэт и стали плотнее сидеть на фигуре.
Первая и Вторая мировая война внесли немалую лепту в распространение футболок: в 1913 году военно-морские силы США сделали футболку частью военной формы. В 1942-44 годах футболка стала обязательным атрибутом формы всех родов войск.
Вот этот импозантный мужчина – величайшая звезда 30-40 годов Кларк Гейбл - чуть было не разрушил всю индустрию футболочной промышленности, появившись в фильме «Это случилось однажды ночью» 1934 года в рубашке, одетой на голое тело.
В одной из сцен герой Кларка, готовясь ко сну, снимает рубашку, демонстрируя прекрасный мужественный торс. Нет нужды говорить, что его примеру тут же последовали тысячи мужчин, стремившихся выглядеть мужественно и сексуально.
Возможно, футболка могла бы стать пережитком прошлого и покинуть мужские гардеробы, но вернувшись домой после Второй мировой войны, солдаты (а мы помним, что с 42 года футболка стала непременным атрибутом военной формы) продолжали носить свои военные футболки, что возвело этот предмет гардероба в ранг символа мужественности и героизма. Фильмы 50х годов, такие как «Дикарь» с Марло Брандо в главной роли (1953 год), «Трамвай «Желание»», «Плохой парень» добавили футболкам сексуальности и некий дух бунтарства.
Политики не остались в стороне, и в конце 40х в прессе появилась фотография Джона Ф. Кеннеди в домашней обстановке, одетого в простую белую футболку, что, конечно, только добавило популярности этому предмету гардероба.
В 1959 году благодаря использованию более стойких пластизолевых красок стало возможным использование трафаретной печати в массовом производстве, и однотонные футболки запестрели надписями и картинками. Сначала картинки появились на детских футболках – чаще всего это были изображения героя фронтира Дейви Крокетта и актера Роя Роджерса, а также всеми любимого Микки Мауса.
Первая рекламная футболка с музыкальным исполнителем появилась в 1956 году. На ней был изображен Элвис Пресли с гитарой на фоне зеленой грампластинки. В 1960х такие футболки стали по-настоящему популярны, но наибольшую популярность приобрела созданная в 1971 году футболка с изображением символа «Роллинг Стоунз» - ярко-красных губ и высунутого языка. По словам создателя этого рисунка Джона Паше, «изображение высунутого языка должно было символизировать антиавторитарные идеи группы, рот Мика и ярко выраженную сексуальность».
Гвоздем шестидесятых стали футболки, окрашенные в узелковой технике, и футболка с надписью «I love NY», созданная Мильтоном Глейзером в 1976 году
В восьмидесятые популяризация хип-хопа еще больше укрепила позиции спортивного стиля в одежде, а, значит, и футболки. Примерно в то же время благодаря сериалу «Полиция Майами: отдел нравов» в мужской гардероб вошли яркие цвета, а футболку стали одевать под костюм.
Это певец Брюс Спрингстон, точнее – обложка его альбома «Рожденный в США»,
выпущенного в 1984 году
Как видите, белая футболка из нижнего белья уже перекочевала в разряд самостоятельного предмета гардероба.
А вот первая футболка, использованная как площадка для политагитации и привлечения внимания общественности к политическим проблемам. Футболка «Death=Silence» (молчание=смерть) появилась
Как вы думаете, какой предмет гардероба настолько универсален, что проник в шкаф всех и каждого: ребенка, студента, домохозяйки и преуспевающей бизнес леди? Даже гардероб вашего дедушки может, без сомнения, похвастаться этим предметом одежды. Другое дело, что ваш дедушка, вероятно, использует эту вещь в качестве нижнего белья, а вот какой-нибудь подросток - без зазрения совести носит эту вещь в школе. Конечно, это футболка – однотонная или с рисунком, свободного кроя или прилегающего силуэта, с круглым вырезом под горло или V-образным вырезом – она давно и прочно заняла место в спортивных, повседневных, праздничных и даже деловых образах. Как самостоятельный предмет одежды, разумеется.
Между тем всего каких-то 60 лет назад никто не пожелал бы оказаться в футболке на людях – эту вещь носили исключительно как нижнее белье, причем шерстяное нижнее белье.
Однако хлопковый бум, последовавший за изобретением волокноотделителя в 1793 году, в корне изменил ситуацию: уже к 1850м годам хлопковая футболка фактически вытеснила своего шерстяного предшественника, чему также способствовало повсеместное распространение центрального отопления. Немецкий доктор-гигиенист Густав Йегер писал: «Шерстяное волокно дает телу самую лучшую защиту от холода, жары и влаги, и менее всего препятствует выделению телесных испарений».
Историк моды Денита Сьюэлл пишет, что «рубашка по форме мало изменилась с момента своего создания в Средние века и до середины 19 века. Она была просторной, кроилась из тканого полотна и состояла из прямоугольных деталей, сшивавшихся в форме буквы «Т»». В середине 19 века благодаря появлению новых технологий – еще один реверанс в сторону промышленной революции – футболки изменили силуэт и стали плотнее сидеть на фигуре.
Первая и Вторая мировая война внесли немалую лепту в распространение футболок: в 1913 году военно-морские силы США сделали футболку частью военной формы. В 1942-44 годах футболка стала обязательным атрибутом формы всех родов войск.
Вот этот импозантный мужчина – величайшая звезда 30-40 годов Кларк Гейбл - чуть было не разрушил всю индустрию футболочной промышленности, появившись в фильме «Это случилось однажды ночью» 1934 года в рубашке, одетой на голое тело.
В одной из сцен герой Кларка, готовясь ко сну, снимает рубашку, демонстрируя прекрасный мужественный торс. Нет нужды говорить, что его примеру тут же последовали тысячи мужчин, стремившихся выглядеть мужественно и сексуально.
Возможно, футболка могла бы стать пережитком прошлого и покинуть мужские гардеробы, но вернувшись домой после Второй мировой войны, солдаты (а мы помним, что с 42 года футболка стала непременным атрибутом военной формы) продолжали носить свои военные футболки, что возвело этот предмет гардероба в ранг символа мужественности и героизма. Фильмы 50х годов, такие как «Дикарь» с Марло Брандо в главной роли (1953 год), «Трамвай «Желание»», «Плохой парень» добавили футболкам сексуальности и некий дух бунтарства.
Политики не остались в стороне, и в конце 40х в прессе появилась фотография Джона Ф. Кеннеди в домашней обстановке, одетого в простую белую футболку, что, конечно, только добавило популярности этому предмету гардероба.
В 1959 году благодаря использованию более стойких пластизолевых красок стало возможным использование трафаретной печати в массовом производстве, и однотонные футболки запестрели надписями и картинками. Сначала картинки появились на детских футболках – чаще всего это были изображения героя фронтира Дейви Крокетта и актера Роя Роджерса, а также всеми любимого Микки Мауса.
Первая рекламная футболка с музыкальным исполнителем появилась в 1956 году. На ней был изображен Элвис Пресли с гитарой на фоне зеленой грампластинки. В 1960х такие футболки стали по-настоящему популярны, но наибольшую популярность приобрела созданная в 1971 году футболка с изображением символа «Роллинг Стоунз» - ярко-красных губ и высунутого языка. По словам создателя этого рисунка Джона Паше, «изображение высунутого языка должно было символизировать антиавторитарные идеи группы, рот Мика и ярко выраженную сексуальность».
Гвоздем шестидесятых стали футболки, окрашенные в узелковой технике, и футболка с надписью «I love NY», созданная Мильтоном Глейзером в 1976 году
В восьмидесятые популяризация хип-хопа еще больше укрепила позиции спортивного стиля в одежде, а, значит, и футболки. Примерно в то же время благодаря сериалу «Полиция Майами: отдел нравов» в мужской гардероб вошли яркие цвета, а футболку стали одевать под костюм.
Это певец Брюс Спрингстон, точнее – обложка его альбома «Рожденный в США»,
выпущенного в 1984 году
Как видите, белая футболка из нижнего белья уже перекочевала в разряд самостоятельного предмета гардероба.
А вот первая футболка, использованная как площадка для политагитации и привлечения внимания общественности к политическим проблемам. Футболка «Death=Silence» (молчание=смерть) появилась
Следующая запись: 40 фильмов на новогодние каникулы, повышающих женскую самооценку
Лучшие публикации