
Вчера Тиму Бёртону исполнилось 67 лет!
Тим Бёртон. Сказочник с тёмной стороны Луны.
В ряду выдающихся визионеров он занимает уникальную позицию. В его фильмах тьма соседствует с детской наивностью, а мёртвые нередко оказываются обаятельнее живых.
Будущий режиссёр появился на свет в 1958 году в Калифорнии. Но детство его словно проходило в параллельной реальности. Замкнутый, предпочитавший рисунки и старые фильмы ужасов шумным играм, он создавал особый внутренний мир. Его вдохновляли картины Роджера Кормана, эстетика студии Universal и детские книги, прочитанные с конца. Он тянулся ко всему пугающему, и оно питало его воображение.
Путь в кино начался для Тима Бёртона с мультипликации. Учёба в Калифорнийском институте искусств и работа в студии Disney были парадоксом: будущий создатель темных миров трудился на «фабрике радости». Там же он снял короткометражку «Винсент» (1982) - мини-манифест, где шестилетний мальчик мечтает быть как Винсент Прайс. Это было автопортретом и декларацией, закрепившей за ним репутацию мрачного сказочника.
Большой успех пришёл в 1988 году с «Битлджусом» - ироничной фантасмагорией, где смерть выглядела игривой, а загробный мир казался привлекательнее серой реальности. Затем последовали «Бэтмен» и «Бэтмен возвращается», изменившие представление о супергеройском кино. Его Готэм был не ареной сражений, а психоаналитическим лабиринтом, где герои и злодеи одинаково травмированы.
Но наиболее полно внутренний мир режиссёра воплотился в «Эдварде руки-ножницы». Печальный и нежный Эдвард является неким альтер эго режиссера, а Джонни Депп стал его главным союзником и актёрским отражением. Вместе они создали множество ярких персонажей: от меланхоличного Эдварда до мстительного Суини Тодда, от Вилли Вонки до вампира из «Мрачных теней».
В 2000-е Бёртон продолжил строить собственную вселенную. «Сонная лощина», «Труп невесты», «Алиса в стране чудес», «Большие глаза» - все они рождаются на пересечении немецкого экспрессионизма, рисунков Эдварда Гори и фантазий Босха. Но за этой эстетикой скрывается личное чувство инаковости и стремление превратить мрак в пространство, где можно жить. Даже союз с Хеленой Бонем Картер напоминал встречу героев из его сказок.
По идее Тима Бёртона снята праздничная лента "Кошмар перед Рождеством", где в качестве режиссера выступил Генри Селик. Кукольная анимация и загробная история Джека стали незаменимым украшением Хэллоуина.
Несмотря на славу короля готики, именно в солнечной и мудрой притче «Большая рыба» Бертон с пронзительной теплотой рассказывает универсальную историю о семье, памяти и силе преданий, которые мы оставляем после себя.
Поздние работы доказали, что автор не утратил ни силы, ни воображения. «Дом странных детей Мисс Перегрин» снова говорил о детях-изгоях, «Дамбо» превратил диснеевскую классику в грустную историю об одиночестве, а сериал «Уэнсдэй» вернул Бёртона в центр поп-культуры, познакомив с его тёмными образами новое поколение зрителей.
Через 36 лет после успеха «Битлджуса» Тим Бёртон снял продолжение легендарной истории. Фильм сохраняет фирменный эксцентричный стиль, а местами поражает ещё более яркими визуальными решениями.
Герои режиссера - изгнанники, чудики или дети во взрослом теле. Так Бёртон напоминает зрителю: быть странным абсолютно нормально, а непохожесть может наделять особой силой и магнетизмом. Готические образы, музыка Дэнни Эльфмана, лёгкая безуминка, сплетение грусти и иронии - характерные и запоминающиеся черты работ мастера. Благодаря этому Бёртон остаётся автором с собственной интонацией и узнаваемым почерком. И он продолжает балансировать между светом и тьмой, жизнью и смертью, реальностью и сновидением.
Тим Бёртон не боится темноты, потому что умеет видеть в ней свет. И однажды заглянув в его мрачный сад, сложно вернуться к банальной прелести ухоженного газона.
Текст Ольги Тарураевой.
Тим Бёртон. Сказочник с тёмной стороны Луны.
В ряду выдающихся визионеров он занимает уникальную позицию. В его фильмах тьма соседствует с детской наивностью, а мёртвые нередко оказываются обаятельнее живых.
Будущий режиссёр появился на свет в 1958 году в Калифорнии. Но детство его словно проходило в параллельной реальности. Замкнутый, предпочитавший рисунки и старые фильмы ужасов шумным играм, он создавал особый внутренний мир. Его вдохновляли картины Роджера Кормана, эстетика студии Universal и детские книги, прочитанные с конца. Он тянулся ко всему пугающему, и оно питало его воображение.
Путь в кино начался для Тима Бёртона с мультипликации. Учёба в Калифорнийском институте искусств и работа в студии Disney были парадоксом: будущий создатель темных миров трудился на «фабрике радости». Там же он снял короткометражку «Винсент» (1982) - мини-манифест, где шестилетний мальчик мечтает быть как Винсент Прайс. Это было автопортретом и декларацией, закрепившей за ним репутацию мрачного сказочника.
Большой успех пришёл в 1988 году с «Битлджусом» - ироничной фантасмагорией, где смерть выглядела игривой, а загробный мир казался привлекательнее серой реальности. Затем последовали «Бэтмен» и «Бэтмен возвращается», изменившие представление о супергеройском кино. Его Готэм был не ареной сражений, а психоаналитическим лабиринтом, где герои и злодеи одинаково травмированы.
Но наиболее полно внутренний мир режиссёра воплотился в «Эдварде руки-ножницы». Печальный и нежный Эдвард является неким альтер эго режиссера, а Джонни Депп стал его главным союзником и актёрским отражением. Вместе они создали множество ярких персонажей: от меланхоличного Эдварда до мстительного Суини Тодда, от Вилли Вонки до вампира из «Мрачных теней».
В 2000-е Бёртон продолжил строить собственную вселенную. «Сонная лощина», «Труп невесты», «Алиса в стране чудес», «Большие глаза» - все они рождаются на пересечении немецкого экспрессионизма, рисунков Эдварда Гори и фантазий Босха. Но за этой эстетикой скрывается личное чувство инаковости и стремление превратить мрак в пространство, где можно жить. Даже союз с Хеленой Бонем Картер напоминал встречу героев из его сказок.
По идее Тима Бёртона снята праздничная лента "Кошмар перед Рождеством", где в качестве режиссера выступил Генри Селик. Кукольная анимация и загробная история Джека стали незаменимым украшением Хэллоуина.
Несмотря на славу короля готики, именно в солнечной и мудрой притче «Большая рыба» Бертон с пронзительной теплотой рассказывает универсальную историю о семье, памяти и силе преданий, которые мы оставляем после себя.
Поздние работы доказали, что автор не утратил ни силы, ни воображения. «Дом странных детей Мисс Перегрин» снова говорил о детях-изгоях, «Дамбо» превратил диснеевскую классику в грустную историю об одиночестве, а сериал «Уэнсдэй» вернул Бёртона в центр поп-культуры, познакомив с его тёмными образами новое поколение зрителей.
Через 36 лет после успеха «Битлджуса» Тим Бёртон снял продолжение легендарной истории. Фильм сохраняет фирменный эксцентричный стиль, а местами поражает ещё более яркими визуальными решениями.
Герои режиссера - изгнанники, чудики или дети во взрослом теле. Так Бёртон напоминает зрителю: быть странным абсолютно нормально, а непохожесть может наделять особой силой и магнетизмом. Готические образы, музыка Дэнни Эльфмана, лёгкая безуминка, сплетение грусти и иронии - характерные и запоминающиеся черты работ мастера. Благодаря этому Бёртон остаётся автором с собственной интонацией и узнаваемым почерком. И он продолжает балансировать между светом и тьмой, жизнью и смертью, реальностью и сновидением.
Тим Бёртон не боится темноты, потому что умеет видеть в ней свет. И однажды заглянув в его мрачный сад, сложно вернуться к банальной прелести ухоженного газона.
Текст Ольги Тарураевой.

Следующая запись: Акира Куросава и актеры «Расёмона»
Лучшие публикации