Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ИНОЕКИНО /Авторское кино, артхаус, ночи кино/
Роман Полански. Искусство, рожденное из кошмара.

В этот день родился Роман Полански - фигура противоречивая и одновременно значимая в истории мирового кино. Его имя вызывает спектр эмоций: от восхищения талантом до неприятия личности, от восторга перед эстетикой до дискомфорта, связанного с биографией. Именно эта двойственность, баланс на грани света и тьмы, делает его одним из ярчайших режиссёров XX и XXI века.

Полански появился на свет в Париже в 1933 году в семье польских евреев, а детство провёл в Кракове, столкнувшись с ужасами войны и гетто. Его мама и бабушка погибли в Освенциме, а сам он чудом выжил, скрываясь в приёмных семьях. Эти переживания определили его мировоззрение и нашли отражение в фильмах. Изначально Полански проявлял себя именно как актер и довольно долго сотрудничал с польскими режиссерами Эвой Петельска и Анджеем Вайдой. И лишь в 1954-м решил заняться режиссурой и поступил в Лодзинскую киношколу.

Его фильмы почти всегда исследуют изоляцию, вторжение хаоса в повседневность и хрупкость человеческой психики. Дебютные короткометражки режиссера и первый полнометражный фильм "Нож в воде" (1962) сразу обозначили центральные мотивы: замкнутое пространство, напряжённые отношения и скрытую агрессию. В дальнейшем это проявилось в "Отвращении", "Ребёнке Розмари" и "Жильце" - триаде о кризисе личности и столкновении с внутренними демонами.

В Голливуде Полански доказал, что может работать в жанровом кино, сохраняя авторский голос. "Ребёнок Розмари" стал шедевром хоррора, где ужас рождается из атмосферы и ощущения заражённого мира. "Китайский квартал" показал нуар не как детектив, а как мифологию власти и зла.

Личная трагедия – убийство жены Шэрон Тейт сектой Чарльза Мэнсона, наложила на его творчество новый болезненный отпечаток. После этого мир Полански стал ещё более тёмным, наполненным мотивами потери и жестокости. В "Макбете" он показал Шекспира глазами человека, пережившего кровавую катастрофу, где каждый кадр пропитан грязью, кровью и неизбежностью гибели.

Тем не менее, Полански не только хроникер кошмара. В "Пианисте" он обратился к собственному прошлому и создал, пожалуй, самый человечный свой фильм. История выживания музыканта в разрушенной Варшаве – не столько о войне, сколько о хрупкой надежде, которую может дать искусство. Это было редкое для него примирение с миром, признание того, что даже в аду остаётся место для музыки и милосердия. В "Горькой луне" (1992) он исследует разрушительную природу страсти, превращая историю о супругах в замкнутом пространстве в болезненный спектакль зависимости и унижения. Позже он создаёт камерные драмы. В "Резне" он превращает бытовой конфликт в театральную битву характеров. Его "Венера в мехах", становится театральной дуэлью двух актёров и размышлением о власти и искушении. "Призрак", является разоблачением политических теней современности. "Офицер и шпион", вновь показывает его интерес к истории и теме несправедливости. Ну, а свежая работа "Дворец", несмотря на ворчание критиков, сохраняет фирменный холодный блеск и авторские фишки.

Стиль Полански трудно свести к одной формуле. Камерная драма и крупное историческое полотно, триллер и сатира - он одинаково органичен везде. Каждый кадр выверен, композиция точна, работа со звуком филигранна. Скрип половиц, тронутая ветром дверь, тиканье часов - вечные предвестники катастрофы, которые зритель ощущает телесно.

Разумеется, невозможно говорить о Полански, не касаясь скандалов и обвинений, сопровождающих его десятилетиями. Можно ли разделять художника и его поступки? Ответа, который устроил бы всех, не существует. Но факт остаётся фактом: фильмы Полански продолжают изучать и анализировать, потому что они открывают бездну в человеке, о которой мы предпочитаем молчать.

Полански никогда не стремился утешать зрителя - напротив, он разрушал иллюзии безопасности, показывая, как хрупок привычный мир. И он по-прежнему сохраняет дух европейского модернизма, где личная судьба и мировая катастрофа неразделимы.

Текст Ольги Тарураевой.
Роман Полански. Искусство, рожденное из кошмара. В этот день родился Роман Полански - фигура ...
Рейтинг записи:
5,0 - 0 отзывов
Нравится0
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх