Актер Джеймс Стюарт однажды сказал: «Вестерн оригинален. Американец чувствует: „это — наше!“». Один киновед заметил: «Стоило только появиться камере, как этот жанр стал неизбежен». Вестерн помог становлению американской идентичности: молодая нация описывала себя через стремление обуздать природу, освоить «фронтир» — земли Дикого Запада, завершить картографию Нового Света и принести сюда цивилизацию.
Жанр быстро породил мифологию, понятную всякому жителю Штатов, и не только Штатов. «Вестерн показывает, о чем эта страна», — рассуждал Джон Уэйн. — «И тем не менее, мы создали такую форму, которая понятна в любой стране. Хорошие парни против плохих. И никаких нюансов».
Поэтому вестерн никогда не «умирал», даже если казалось, что дни его сочтены. Да, в середине 1950-х каждый третий фильм студий-мейджоров был о Диком Западе — сегодня ничего подобного невозможно представить. Однако сам жанр в зависимости от эпохи и социокультурной ситуации только трансформировался, выводя новых героев, предлагая новую интонацию и прочтение знакомых сюжетов. Они могли говорить: о праве завоевателя («Красная река») и оправдании геноцида («Искатели»), о разобщенности общества в период маккартизма («Ровно в полдень») и привычности насилия («Дикая банда»); а то и вовсе опрокинуть черно-белую схему («хорошие парни против плохих»), как в «Непрощенном».
Витальность вестерна демонстрирует уже тот факт, что за последние 25 лет его звездами — хотя бы ненадолго — становились Джонни Депп и Брэд Питт, Леонардо ДиКаприо и Джейми Фокс. Ступил на американскую землю — полезай в повозку.
А раз так, обратимся к Американскому киноинституту, уже давно сделавшему невозможное: там составили список 10 лучших вестернов. С них и можно начать осознанное знакомство с жанром.
Здесь выдают
ставки
ставки
Следующая запись: ЕЩЕ 8 СПЕЦПОКАЗОВ «МЕРТВЕЦА» ДЖАРМУША С ПРИГЛАШЕННЫМИ СПИКЕРАМИ
Лучшие публикации