
Чехословацкая новая волна: что посмотреть?
Из всех «новых волн», возникших в кинематографе в 1960-е годы, чехословацкая была одной из самых ярких, завораживающих и радикальных. И самых коротких: она началась с фильма Штефана Угера «Солнце в сети» 1962 года, а закончилась, фактически, с событиями Пражской весны 1968 года, хотя некоторые более поздние фильмы тоже принято относить к этому направлению. Возглавляемое выпускниками Факультета кино (FAMU) Пражской академии музыкального искусства, движение развивалось на фоне появления нового киноязыка в европейском кино и благодаря либерализации социалистического режима и частичному ослаблению цензуры.
Бесстрашными лидерами чехословацкой новой волны стали Милош Форман, Вера Хитилова, Иржи Менцель, Иван Пассер, Ян Немец, Юрай Герц. Они открыто отказывались работать в навязываемом жанре соцреализма, хотя и пользовались финансовой и институциональной поддержкой государства. Неудивительно, что многие фильмы были запрещены и попали на экраны только после Бархатной революции 1989 года. 1960-е в Чехословакии, как и в других странах «новых волн», стали временем экспериментов со стилем и нарративом, периодом отрицания устоявшихся конвенций и изобретения новых.
И хотя фильмы чехословацкой новой волны совершенно разные в жанровом и эстетическом отношении, их режиссеров объединяло стремление противостоять коммунистическому режиму с его лицемерием и нелепостью. Они часто черпали вдохновение в литературе, смешивали абсурд и сюрреализм, приправляя все щедрой дозой черного юмора. Другой характерной чертой были импровизированные диалоги, участие непрофессиональных или совсем молодых актеров и сложные амбивалентные герои, столь отличные от схематичных персонажей соцреализма.
После ввода советских войск и подавления протестов в 1968 году Чехословакия вступила в период «нормализации», и новая волна захлебнулась. Милош Форман, Ян Немец и Иван Пассер уехали из страны. Другие режиссеры либо были лишены возможности работать в кино, либо столкнулись с жесткой цензурой, либо постепенно приспособились к новым условиям. Для всех них, кроме, возможно, Формана, построившего успешную карьеру в Америке, 1960-е стали творческим пиком, на который так и не удалось взобраться снова. То же применимо и к чешскому, словацкому и чехословацкому кино вообще. Но те несколько лет навсегда останутся уникальным периодом в истории мирового кинематографа.
Рекомендуем к просмотру!
Из всех «новых волн», возникших в кинематографе в 1960-е годы, чехословацкая была одной из самых ярких, завораживающих и радикальных. И самых коротких: она началась с фильма Штефана Угера «Солнце в сети» 1962 года, а закончилась, фактически, с событиями Пражской весны 1968 года, хотя некоторые более поздние фильмы тоже принято относить к этому направлению. Возглавляемое выпускниками Факультета кино (FAMU) Пражской академии музыкального искусства, движение развивалось на фоне появления нового киноязыка в европейском кино и благодаря либерализации социалистического режима и частичному ослаблению цензуры.
Бесстрашными лидерами чехословацкой новой волны стали Милош Форман, Вера Хитилова, Иржи Менцель, Иван Пассер, Ян Немец, Юрай Герц. Они открыто отказывались работать в навязываемом жанре соцреализма, хотя и пользовались финансовой и институциональной поддержкой государства. Неудивительно, что многие фильмы были запрещены и попали на экраны только после Бархатной революции 1989 года. 1960-е в Чехословакии, как и в других странах «новых волн», стали временем экспериментов со стилем и нарративом, периодом отрицания устоявшихся конвенций и изобретения новых.
И хотя фильмы чехословацкой новой волны совершенно разные в жанровом и эстетическом отношении, их режиссеров объединяло стремление противостоять коммунистическому режиму с его лицемерием и нелепостью. Они часто черпали вдохновение в литературе, смешивали абсурд и сюрреализм, приправляя все щедрой дозой черного юмора. Другой характерной чертой были импровизированные диалоги, участие непрофессиональных или совсем молодых актеров и сложные амбивалентные герои, столь отличные от схематичных персонажей соцреализма.
После ввода советских войск и подавления протестов в 1968 году Чехословакия вступила в период «нормализации», и новая волна захлебнулась. Милош Форман, Ян Немец и Иван Пассер уехали из страны. Другие режиссеры либо были лишены возможности работать в кино, либо столкнулись с жесткой цензурой, либо постепенно приспособились к новым условиям. Для всех них, кроме, возможно, Формана, построившего успешную карьеру в Америке, 1960-е стали творческим пиком, на который так и не удалось взобраться снова. То же применимо и к чешскому, словацкому и чехословацкому кино вообще. Но те несколько лет навсегда останутся уникальным периодом в истории мирового кинематографа.
Рекомендуем к просмотру!
Следующая запись: Фрэнсис Форд Коппола и Акира Куросава недалеко от дома первого в Напа Вэлли, лето 1978 года. Фото ...
Лучшие публикации