Действие разворачивается в футуристическом 1983 году. Молодая женщина, заключенная в экспериментальную лабораторию, загадочным ученым, должна найти в себе силы, чтобы преодолеть это заключение против ее воли под постоянным присмотром всевидящего ока доктора Барри Найла. Доведенная до отчаяния, у Элены не остается выбора как решиться на побег из ее лабиринтообразной тюрьмы, в процессе которого она раскрывает тайны своего тюремщика.
Косматосу, киноману с колыбели, удалось невероятное (даже Шейн Кэррут не смог так с первой попытки) — собрать команду лузеров и на копейки снять кино настолько экстремальное и талантливое, что в среде киноманов его моментально поставили в один ряд с «Космической одиссеей 2001», а в массы он так и не вышел и не выйдет никогда. Среднестатистический зритель с матом закончит просмотр уже на второй минуте.
Собственно, и до киноманов фильм добирался с трудом: до интернета, которым они в основном живут, он дошел с задержкой в полтора года, пока Косматос возил его по местечковым фестивалям.
Но автор был к этому явно готов, и снимал в первую очередь для себя, ностальгирующего по фантастике и хоррорам 70-80-х и по эпохе VHS, снимал будто в последний раз, вылизывая каждый кадр, накладывая поверх сотню фильтров и продумывая все нюансы. Ему не было особого дела до самой истории — он даже вырезал некоторые объяснения — это не высказывание или исследование человеческой натуры, «За чёрной радугой» — в первую очередь, это атмосфера, стилизация, исключительно саспенс в духе лучших работ Кроненберга, Линча и того же Кубрика.
Косматос создаёт стерильную белую камеру, где по одну сторону — напуганная, молчаливая, милейшая девушка, а по другую — хладнокровный, внимательный наблюдатель с садистскими наклонностями. Долгое время неясно, почему всё так. Тьма длинных пауз, нервозности и психодела, много любования кадром, претенциозных планов и ходьбы по коридору под тяжёлую музыку синтезатора. Вопросы к происходящему множатся, немногочисленные ответы только порождают дополнительные вопросы, но это второстепенное — важен процесс, погружение в гипнотический кошмар, в леденящую неопределенность и мрак, который только сгущается. «Транс», — как выразился сам режиссёр, отсюда и такой медленный темп у фильма.
Пожалуй, лишь одну оплошность совершил Косматос — в кульминационный момент, когда, взвинченный, ждёшь сильную развязку, он, явно зашедший в тупик, выпускает бога из машины и моментально — пусть и красиво — закругляется. Не так должен заканчиваться один из самых мощных фильмов последних лет.
Источник:
подготовила [id321065384|Persona Anima]
Следующая запись: Написанное / Written / Ким Бён У 2008
Лучшие публикации