#bMovieNight@drugoekino №200
«Маленькие монстры»
«На первый взгляд, это качественная попытка присесть на хвост успеху Битлджюса. Находящийся на волне успеха Фрэд Севидж, окутанный плеядой молодых, но очень перспективных взрослых актеров, встречает эдакое переосмысление Карлсона по имени Морис, лучшего в мире монстра с рогами, дикого, но симпатичного. Морис, выглядящий, да и ведущий себя в точности как обдолбанный крэком классический панк. становится лучшим другом для Фрэда Сэвиджа, чья семья переживает не лучшие времена»
Отсутствие опыта, наивность и непосредственность делают жизнь ребенка достаточно забавным приключением, сравнивым с поеданием обеда при завязанных глазах и тройной дозы анестезии около стола, где есть мороженое, песок, фуагра, гвозди и парализованные, но живые мышата. Сумрачные понятия о добре и зле вряд ли могут описать тот неоднозначный мир, в котором живут дети, вынужденные каждый день сталкиваться с парадоксами. Например, в дошкольном возрасте я уже столкнулся с таким клише из голливудских фильмов, что в кладовке или под кроватью живет бугимен. Для меня это казалось полным бредом, кладовки у меня в комнате не было, под советскую тахту едва пролазила моя детская рука. И жизнь играла красками ровно до того момента, когда мне приснился кошмар. Из-за этого кошмара мне начало казаться, что не ПОД тахтой, а В тахте живут желто-зеленные люди, больные неизлечимой болезнью и способные заразить меня в любой момент.
Я до сих пор помню этот кошмар. Я стою в переулке и смотрю на улицу, по которой бесконечным потоком идут врачи в халатах, которые перед собой толкают больничные каталки, на которых в муках корчатся люди, сплошь покрытые желтыми и зелеными пятнами. Болезнь их заключалась в абсурдном состоянии - чем больше их одеваешь, тем им холоднее, чем больше раздеваешь, тем жарче. Во сне я сбежал из города и оказался на поле, где стоял обеденный стол, за которым сидели высохшие трупы семьи, как я тогда догадался - пациентов №0. Над столом летала сова - распространитель заразы, ну а дальше по классике. Я пытался от нее убежать, и она меня поймала. Яркость образов, их целостность и зрелость, а также тот факт, что каждую ночь я ложился спать с уверенностью, что в любой момент могут вылезит желто-зеленые люди, повергает меня в тихий ужас. Что для Лафкрафта - карьера, то для ребенка - скучный вторник.
Зацепиться за парадоксальную двойственность детского бытия в искусстве очень сложно - груз прожитых лет стирает из памяти аутентичные малолетние воспоминания, а попытки заварить что-нибудь на взрослых щщах отдают искусственностью. И если говорить о кинематографе, то вряд ли найдутся люди лучше Тима Бертона и Генри Селика. Может даже сложиться впечатление, что они единственные кто работает на этом поприще, и для меня большим сюрпризом оказался фильм Маленькие монстры 1989 года.
На первый взгляд, это качественная попытка присесть на хвост успеху Битлджюса. Находящийся на волне успеха Фрэд Севидж, окутанный плеядой молодых, но очень перспективных взрослых актеров, встречает эдакое переосмысление Карлсона по имени Морис, лучшего в мире монстра с рогами, дикого, но симпатичного. Морис, выглядящий, да и ведущий себя в точности как обдолбанный крэком классический панк. становится лучшим другом для Фрэда Сэвиджа, чья семья переживает не лучшие времена. Словом, типичная комедия 80-х с старыми добрыми семейными ценностями, подростковыми проблемами, тухлыми каламбурами для аудитории постарше и тонной пердежного тупого юмора для аудитории помладше.
Но во всем этом легкомысленном и ненавязчивом мероприятии есть нюанс, Маленькие монстры очень жуткое кино. Оно криповое, криповое как бабушка с черными пустыми глазницами, которая в начале ноября ходит молиться в старую заброшенную еще с советских времен церковь. Монстры, несмотря на свою полуплюшевую внешность - отнюдь не так безобидны. Это сборище зловредных психопатов в натуральном смысле. Морис, хоть добродушный внешне, начисто лишен эмпатии и имеет настолько своеобразный взгляд на веселье, что я удивлен, что в фильме не пытались скармливать бритвы котятам или сбрасывать кирпичи на прохожих. У Мориса отсутствует сочувствие, он лжив и начисто лишен представлений о морали. И ладно бы только это. Чем больше мы погружаемся в лор монстров, тем больше не по себе становится. По сути место, где они живут - это карманное измерение, твинпиксовый Черный вигвам, отрицающее стандартный пространственно-временной континуум, нечто вроде метавселенной, состоящей из тьмы, пыли и бесчестного числа старых гнилых лестниц и коробок. Все это создано неким Мальчиком, поехавшим кукухой демиургом с внешностью Люцифера времен Великой Депрессии. И Мальчик хочет только одного - поиграть. Поиграть в игру длиною в вечность.
Заинтересованный зритель спросит - и как же этот шендевор прошел мимо меня? А все очень просто, ибо Маленькие монстры - это кино с поистинне провальной режиссурой. Фильм затрагивает сотню тем, но поверхностно, без попытки раскрыть, словно жадный котик откусывает по кусочку от каждой котлетки. До этого стройная нить повествования начинает путаться, и уже непонятно что хочет сказать этот фильм - о вреде плохой компании? О семье? О дружбе? О первой любви? О наркотиках? Снова о семье? Окончательно крест ставится наимерзейшей актерской игрой, за которую можно винить только некоего Ричарда Гринберга. Увы, это была его первая и последняя работа - такую шнягу не прощают, видимо даже самому себе. Поэтому фильм и оказался в рубрике про бимуви - при всех своих недостатках, непозволительных ошибках и слабостях, он оставляет после себя сногсшибательное впечатление и обладает своим уникальным стилем. За что мы бимуви и любим, и все ему прощаем.
PS мнение редакции может не совпадать с мнением автора
PPS а вот сценаристы потом отряхнулись и создали такие франшизы, как Шрек и Пираты Карибского моря.
PPPS воу, как-то незаметно подкрался двухсотый пост.
Следующая запись: Пятеро россиян приглашены стать академиками «Оскара»
Лучшие публикации