Выполняя комплекс Чандра Намаскар (Приветствие Луне), мы сохраняем энергию, продлеваем молодость, улучшаем качество жизни и просто получаем удовольствие от глубокой и осознанной практики йоги.
Отличительные черты западной культуры — чувство соперничества и желание побеждать — весьма успешно транслируются в практику йоги через комплекс Сурья Намаскар. Многие западные йоги не случайно тяготеют к Приветствию Солнцу, практика которого стимулирует мощный выброс энергии. Но как в природе не бывает неисчерпаемых источников энергии, так и Приветствие Солнцу нельзя считать идеальным комплексом! Ведь если все время находиться под лучами палящего солнца, можно получить солнечный удар. И неконтролируемая практика Сурья Намаскар вместо ожидаемого бодрящего эффекта может привести к упадку сил, вялости, апатии и даже срыву иммунитета.
Во избежание «энергетического кризиса» представители Бихарской школы йоги рекомендуют чередовать Приветствие Солнцу с Приветствием Луне (Чандра Намаскар), практикуя которое мы склоняемся перед охлаждающей силой Луны. Свами Сатьянанда Сарасвати, который создал в 60-е годы ХХ века Бихарскую школу йоги, полагал, что Чандра Намаскар прекрасно подходит тем, кто находится под давлением стресса, поскольку помогает сбалансировать энергию. «Лунная» практика отличается спокойствием и неторопливостью.
14 асан Чандра Намаскар представляют 14 лунных фаз. В лунном календаре 14 дней до полнолуния называются «сукла пакша» — светлые две недели, а 14 дней после полнолуния — «кришна пакша», то есть темные две недели. Имя каждого дня представляет отдельную асану и используется как основание для изучения дней лунного календаря. Энергия Чандры течет внутри ида нади (лунного канала), которой свойственны прохладное и расслабляющее качества. Ида — это интровертное, женское состояние, ментальная сила, которая отвечает за сознание. Лунные мантры, сопутствующие этой практике, — те мантры, которые прославляют женское начало или лунный аспект божественного.
Серебряный диск
Чандра Намаскар значительно моложе, чем Сурья Намаскар, поэтому известно далеко не каждому. Последовательность сформировалась в конце ХХ века, когда Свами Сатьянанда Сарасвати, ученик Свами Шивананды, опубликовал комплекс в книге «Асана, пранаяма, мудра, бандха».
Однако сама идея обращения к Луне с целью обновления и пополнения сил, разумеется, далеко не нова. В «Шива-самхите», тантрическом тексте, насчитывающем пять сотен лет, Луну описывают как источник бессмертия. В своей книге «Алхимическое тело» (The Alchemical Body) преподаватель религиоведения Калифорнийского университета профессор Дэвид Гордон Уайт пишет: «Практики Тантры — формы йоги, предшествовавшей Хатха-йоге, — верили, что Солнце расположено в солнечном сплетении, а Луна — в макушке головы. Считалось, что Луна содержит амриту — божественный нектар бессмертия, проливающийся на землю в виде дождя, который несет жизнь. Невзирая на то что стимуляция энергии Солнца, расположенного в области живота, важна для запуска йогических процессов, его жар со временем неизбежно вызывает старение, упадок сил и смерть. Чтобы обратить этот процесс вспять, йоги использовали специальные практики — перевернутые позы, бандхи и мудры (особые замки и положения рук), цель которых — сохранить и воспроизвести амриту».
Считалось, что в перевернутом положении жизненно важные жидкости движутся от нижних чакр к макушке, где и преобразуются в амриту, также известную в мифологии и философии йоги как сома.
Итак, Сурья Намаскар разогревает тело, зажигая в нем внутренний огонь и страстное стремление к практике. А Чандра Намаскар, наоборот, дает возможность охладить тело и восполнить запасы жизненной энергии. В древних текстах по йоге сказано, что в теле присутствуют два вида энергии — разогревающая и остужающая. Йога и пранаяма позволяют гармонизировать эти энергии. Сурья Намаскар развивает практику, а Чандра Намаскар позволяет проникнуть в самую ее суть.
Прилив и отлив
Автор последовательности, преподаватель йоги Шива Ри, считает, что выполнение Чандра Намаскар изменило ее личную практику в лучшую сторону. «Чандра Намаскар помогла мне стать йогиней во всех смыслах, — признается она. — У всех людей бывают энергетические «приливы» и «отливы». И если раньше я очень волновалась, когда сил сделать активную практику не хватало, то сейчас перестала досадовать на нехватку энергии, которая случается в определенные периоды жизни, поскольку вижу, что именно тогда возможности для полноценной медитации увеличиваются во сто крат».
Войти в колею
В комплексе Чандра Намаскар, предложенном Шивой Ри, позы не сильно отличаются от известных «солнечных» асан. Однако интенсивность, темп и качество движений совершенно иные. Ри считает, что лунную энергию следует культивировать намеренно, без спешки — только так можно будет создать подходящее настроение для практики.
1.
Анджали-мудра (печать Приветствия, вариация)
Расставьте стопы на ширину таза, разверните ладони к потолку и соедините мизинцы в Анджали-мудре. Расслабляйтесь и направляйте внимание внутрь себя.
Анахатасана стоя (поза Раскрытия сердца)
На вдохе вытяните руки в стороны. На выдохе положите ладони на крестец. На вдохе направьте живот и область сердца вверх. (Из этой позы три раза совершается переход в лунную Уттанасану.)
Лунная Уттанасана (Наклон вперед с согнутыми ногами)
Наклонитесь вперед, согнув ноги в коленях. Приведите грудную клетку к бедрам, разверните ладони к потолку. Отпускайте позвоночник, чувствуя, как из него уходит напряжение.
2.
Высокий выпад
На выдохе шагните левой ногой назад, а правую согните как в Вирабхадрасане I – позе Воина I. Оставляя руки на полу рядом с правой стопой, мягко вытяните корпус параллельно полу.
Сомачандрасана I (плавная Лунная виньяса I)
На вдохе вытяните правую руку над головой, одновременно разворачивая обе стопы по часовой стрелке. При этом передняя стопа должна располагаться под прямым углом, а задняя – находиться в положении позы Боковой планки.
Сомачандрасана II (плавная Лунная виньяса II)
На выдохе вытяните правую руку вдоль бока. Потянитесь к задней стопе. При этом раскройте грудную клетку, выровняйте плечи на одной линии и активно работайте ногами. Повторите переход из Сомачандрасаны I и II еще два раза.
3.
Переход в Сахаджа ардха маласану (спонтанная поза половины Гирлянды)
На выдохе медленно разворачивайтесь против часовой стрелки до тех пор, пока не окажетесь в положении стоя с широко расставленными ногами и стопами, параллельными друг другу.
Сахаджа Ардха Маласана (спонтанная поза половины Гирлянды)
На вдохе согните левую ногу в колене и вытяните правую. При этом позвоночник должен остаться удлиненным. На выдохе направьте энергию внутренней поверхности ног к тазовому дну. На вдохе так же внимательно переместитесь в другую сторону. Плавно переходите из стороны в сторону еще два раза, перемещая руки и ноги в спонтанном потоке, подобно морским водорослям.
Высокий выпад
Развернитесь к левой ноге и сделайте высокий выпад. Настройтесь на Лунную виньясу.
4.
Поза Планки
На вдохе шагните левой ногой назад в позу Планки, расположив ладони под плечами. Активизируйте центральные мышцы туловища. Ощутите вытяжение энергии от макушки к копчику и далее к пяткам.
Анахатасана
На выдохе опустите колени на пол, не расслабляя мышцы нижней части живота. Вытяните руки вперед, расставив их на ширину плеч. Опустите область сердца к полу. Останьтесь в этом положении на несколько циклов дыхания, затем полностью опуститесь на пол.
Сахаджа Бхуджангасана (спонтанная поза Кобры I)
Поместите ладони под плечи и поднимите грудную клетку вверх, поочередно вращая плечами назад и освобождая шею. Пусть позвоночник движется плавно, без всяких ограничений.
5.
Швананада (поза Счастливой собаки)
На выдохе перейдите в позу Собаки мордой вниз. Помните о расслабленном лунном настроении. Поочередно отрывайте пятки от пола и прижимайте их обратно, словно жмете на педали. Чувствуйте свободу в позвоночнике и области таза. Отпустите челюсть и позвольте шее двигаться свободно.
Адхо Мукха шванасана (поза Собаки мордой вниз, вариация)
Войдите в традиционную позу Собаки мордой вниз. На вдохе вытяните правую ногу вверх к потолку. На выдохе опустите ее рядом с левой стопой. На вдохе вытяните левую ногу к потолку. На вдохе приведите ее в положение Вирабхадрасаны I.
Высокий выпад
На выдохе шагните правой стопой вперед к краю коврика, слегка раскачивая таз из стороны в сторону.
6.
Лунная Уттанасана (Наклон вперед с согнутыми ногами)
Наклонитесь вперед в лунную Уттанасану. При этом руки должны тяжело свисать к полу, а ладони – смотреть в потолок.
Анахатасана стоя (поза Раскрытия сердца)
Поднимитесь и поместите руки на крестец. Пригвоздив стопы к полу, удлиняйте ноги, область сердца и макушку вверх и вытягивайтесь вверх ногами. Расслабьте челюсть.
Анджали-мудра (вариация)
Выполняя мудру, направьте внимание внутрь себя. Повторите последовательность в другую сторону и завершите практику Анджали-мудрой. Пусть это будет посвящением, благодарностью и молитвой за мир и обновление всего сущего.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ШИВЫ РИ ПО ПРАКТИКЕ ЧАНДРА НАМАСКАР
1. Устройтесь в комнате так, чтобы видеть луну. Можно также заниматься на свежем воздухе в потоке лунного света.
2. Если вы находитесь в помещении, приглушите свет, зажгите свечи и создайте уютную атмосферу. Мягкая спокойная музыка также может оказаться небесполезной.
3. Чтобы ощутить связь с Луной, начните практику с короткой медитации.
4. Направить внимание внутрь себя вам поможет повторение лунной мантры «Ом Сомайя Намаха». Читайте ее при переходе из позы в позу.
5. Не прыгайте, как во время практики Сурья Намаскар. Двигайтесь медленно – как будто делаете асаны в воде.
6. Находясь в позах, не бойтесь совершать спонтанные движения. Например, вместо того чтобы с силой отталкиваться от пола в позе Кобры, которая является разогревающим прогибом назад, старайтесь уводить плечи назад и раскачиваться из стороны в сторону, пока не найдете свою собственную версию позы. Ри называет это сахаджей – «спонтанным движением, которое происходит произвольно, когда мы становимся восприимчивы к врожденной мудрости, скрытой внутри нас».
7. По возможности практикуйте Чандра Намаскар вечером, когда луна уже появилась на небе.
8. Главный принцип Чандра Намаскар – медленные движения. Это значит, что не надо синхронизировать движения со вдохами и выдохами, как в Сурья Намаскар.
9. Смакуйте позы, словно деликатес. Старайтесь чувствовать каждое мгновение практики.
10. Даже если у вас в запасе всего 20 минут на практику – их бывает вполне достаточно. Важно не количество, а качество и вовлеченность в процесс.
Следующая запись: Музыкальная экзотика, красота духовной культуры и мудрость Востока в миксе Music for your ...
Лучшие публикации