Сегодня речь пойдет об еще одном замечательном певце и музыканте, народном артисте Азербайджанской ССР – Рауфе Исрафиловиче Атакишиеве.
Но в отличие от предыдущих рассказов, для которых информация бралась из различных источников в интернете, о Рауфе Атакишиеве расскажет сам Муслим Магометович!
Для начала небольшая биографическая справка: Рауф Исрафилович Атакишиев родился 15 июля 1925 года Геокчае Азербайджанской ССР. В 8 лет начал учиться игре на фортепиано, а в 1943 году окончил Бакинскую музыкальную школу-десятилетку и поступил в Азербайджанскую государственную консерваторию. В 1946 году поступил в Московскую Государственную Консерваторию по классу К.Н.Игумнова, а уроки вокала получал у А.В.Неждановой. В 1952 году Р. Атакишиев закончил аспирантуру и возвратился в Баку, где выступал как пианист и певец-солист Театра Оперы и Балета. С 1953 года вёл педагогическую работу в Азербайджанской консерватории, с 1969 г. он заведовал кафедрой специального фортепиано, а в 1972 году стал профессором. Р.И. Атакишиев - Народный артист Азербайджанской ССР (1967), награждён Юбилейной ленинской медалью (1970), орденом Дружбы народов (1980), Почётными грамотами Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР и Молдавской ССР.
Умер 3 февраля 1994 года.
Обращаю ваше внимание на то, что очерк "Одаренность", который вы сейчас прочтете, был написан в далеком 1986 году…. И хотя Рауфа Атакишиева уже нет среди нас, я все же решила выложить очерк полностью и в том виде, в каком он был написан Муслимом Магометовичем. ( http://magomaev.info/hobby.html )
Я всегда придерживался мнения: писать очерки-портреты – удел искусствоведов, журналистов, критиков. И это моё выступление на страницах газеты в подобном жанре первое. Впервые мне очень захотелось рассказать о человеке незаурядном редкой многогранности таланта, необычайной скромности и такта. Представлю вам его.
Одарённость
Рауф Атакишиев, народный артист Азербайджанской ССР, солист Театра оперы и балета (30 лет поёт ведущий теноровый репертуар), концертирующий певец, профессор Азербайджанской консерватории и заведующий фортепианной кафедрой.
В последнем нет ни оговорки, ни опечатки. Р. Атакишиев – профессиональный певец и профессиональный пианист, и эти двое в одном абсолютно равнозначны. А за такими данными стоит человек, никогда не кичащийся своими несравненными талантами, страстно влюблённый в музыку, отдающий всего себя работе на сцене и благородному делу воспитания нового поколения музыкантов.
Формирование молодого таланта в огромной мере зависит от того, кто находится с ним рядом. Некоторым, начинающим свой путь, приходится полагаться на собственное чутьё, вкус. Другим попадаются рядом люди, от которых бы бежать без оглядки, третьим - те лица, которые можно считать подарком судьбы.
Поистине счастливая судьба у Рауфа Атакишиева. Сорок лет назад юного, талантливого пианиста услышал выдающийся азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков и рекомендовал руководству республики направить его в Московскую консерваторию. Рауф прибыл в Москву для сдачи экзаменов. Ему бы волноваться о том, примут ли, ведь конкурс был не из лёгких. Но юноша обладал завидным оптимизмом и мечтал только о том, чтобы попасть в класс профессора К.Н. Игумнова. Ещё до экзаменационного прослушивания Рауф добился встречи с ним и попросил принять его к себе в класс, не зная, что на одно место в класс Игумнова было 26 претендентов. Константин Николаевич вежливо ответил:
- Молодой человек, я слишком стар, чтобы заниматься с большим количеством учеников, их у меня предостаточно.
После прослушивания Игумнов подозвал к себе молодого пианиста:
- Если я возьму вас к себе, вы будете заниматься?.
- Конечно! - воскликнул удивлённый Рауф.- Иначе зачем же я приехал?
Профессор с улыбкой объяснил:
- Вы, кавказцы, всё время обещаете заниматься, а потом ленитесь.
Но Р. Атакишиев не ленился - он занимался с огромным удовольствием и рвением, не теряя ни дня, ни часа, ни минуты. А судьба оказалась ещё щедрее. Рауф, безгранично влюблённый в музыку, не мог не любить вокал. Приятным тенором в свободных классах консерватории он распевал под аккомпанемент Олега Бошняковича арии из опер, романсы, азербайджанские и русские народные песни. Публикой его были коллеги-студенты. Пел он просто так, для души, хотя слушатели отмечали его прекрасные вокальные данные и певческий дар.
Вести о пианисте в классе Игумнова, который в свободное от занятий время распевает соловьём, дошли до профессора А.В. Неждановой. Прослушивание состоялось у неё дома, в присутствии её супруга – выдающегося дирижёра Н.С. Голованова, в то время главного дирижёра Большого театра Союза ССР. Антонина Васильевна предложила начать немедленно занятия по вокалу.
Итак, занятия с А.В. Неждановой и К.Н. Игумновым, постоянные наблюдения Н.С. Голованова, посещение спектаклей Большого театра, МХАТа, Малого, Вахтангова. Заканчивает Рауф Атакишиев Московскую консерваторию с блеском, получив два диплома. Но диплом - необходимая формальность. Главное, с какой теплотой и искренней благодарностью вспоминает Рауф студенческие годы в Москве.
- Это самый счастливый период моей жизни, - говорит он. - Знакомство с выдающимися людьми, встречи, уроки, беседы, советы. Я был буквально переполнен глубокими жизненными и музыкальными впечатлениями. Естественно, прежде всего впечатлениями, исходившими от моих педагогов, личностей равно выдающихся и своей художественной, и человеческой сущностью. Чувство преклонения перед ними, безмерной благодарности и неоплатного долга испытываю я к ним.
Теперь народный артист Азербайджанской ССР, профессор консерватории Р.И. Атакишиев передаёт всё драгоценное, полученное у своих великих наставников, своим ученикам.
Моя первая встреча с Рауфом Атакишиевым - одна из множества случайностей, из которых складывается вся жизнь, но эта случайность в значительной мере определило мою творческую биографию. Старый бакинский дом, характерная галерея, соединяющая несколько квартир. В одну из них я, шестнадцатилетний юнец, регулярно приходил, занимаясь по вокалу у моего первого педагога, Сусанны Аркадьевны Микаэлян. Во время одного из занятий, когда я, как всегда, старательно выпевал скучные для меня гаммы и арпеджио, в комнату вошёл плотный, симпатичный человек. Лицо его выражало искреннее удивление: Где вы нашли такое? - обратился он к моему педагогу. И не дожидаясь ответа, лёгким движением отодвинув Сусанну Аркадьевну, сам сел за рояль, заиграл и запел прекрасным тенором начальную фразу речитатива из дуэта Неморино и Белькоре из оперы Доницетти «Любовный напиток». Музыку эту я знал хорошо, сразу же спел реплику баритона и уже через минуту забыл, что нахожусь на уроке. Только по окончании нашего импровизированного концерта я обратил внимание на ужасно расстроенное и в той же мере довольное лицо учительницы. И как было не сердиться? На её глазах произошло совращение юного ученика: разве позволительно на начальной стадии обучения петь сложные произведения? Я же был на седьмом небе: живьём увидел, разговаривал, пел с известным оперным артистом и не менее известным пианистом. С тех пор каждый раз, приходя на уроки к своему педагогу, я осторожно выспрашивал, дома ли её знаменитый сосед. И зачастую как награду за исправное исполнение упражнений в конце урока я получал приятную возможность помузицировать с прекрасным музыкантом.
Несмотря на различие в возрасте, мы стали большими друзьями. Мы оба были «запойными» певцами, могли целыми днями музицировать, слушать записи, говорить о музыке. И ещё меня крайне удивляло, что мой старший друг, опытный и известный вокалист, регулярно занимался с той же Сусанной Аркадьевной, внимательно выслушивал её замечания, послушно исправлял ошибки. А иногда на школьных уроках мастера мне выпадала честь аккомпанировать ему. Сколько радости, да, не скрою, и гордости испытывал я в те минуты!
Человек прекрасно эрудированный во многих вопросах науки, политики, великолепно знающий искусство, литературу, обладатель богатейшей библиотеки, фонотеки, - он многое открыл мне в ту пору. В его доме я впервые услышал огромное количество записей великого итальянского мастера бельканто Беньямино Джильи, волшебную трубу Луиса Армстронга.. С кем бы ни общался этот известнейший в республике человек - с учениками ли, с коллегами, или просто с любителями искусства, - он всегда полон желания быть полезным людям, со всеми предельно прост, заботлив, внимателен. По возвращении моего из Италии мы всегда были партнёрами в спектакле «Севильский цирюльник». Сколько такта, уважительности чувствовал к себе я, начинающий оперный артист! В ансамбле Рауф Атакишиев, певец с большим голосом, никогда не стремится заглушить партнёра, добиться звукового превосходства. Напротив, он старается помочь коллеге, заражает его своей тонкой музыкальностью и артистизмом. Дружить Атакишиев может только бескомпромиссно и беззаветно. Когда я после десятилетнего перерыва (в связи с бурной эстрадной деятельностью) решил вновь вернуться на оперную сцену, Рауф был не только одним из инициаторов столь трудного и рискованного шага, но и с рвением старшего брата помогал мне в осуществлении его. Массу времени тратил он на ежедневные занятия со мной, чтобы я вернул как можно скорее утерянные навыки оперного пения. И в том, что мой второй дебют в опере успешно состоялся, большая заслуга Рауфа Атакишиева. Он - с большой буквы Педагог. Педагог в самом благородном смысле этого слова.
Я был на его юбилее в кругу семьи. Его более, чем скромная квартира, казалось, не вместит всех студентов, пришедших поздравить любимого профессора. Среди них уже профессиональные музыканты, лауреаты международных и всесоюзных конкурсов. Студенты - тоже члены его семьи, ибо полная самоотдача в педагогической деятельности призывает этого человека отдавать своим ученикам все свободные дни, часы, минуты. Супруга его, Зюльфия Львовна, тоже педагог: она преподаёт в музыкальной школе при Азербайджанской государственной консерватории. Некоторые её талантливые воспитанники затем переходят в класс профессора Атакишиева. Это уже традиция. Поэтому дом их всегда полон молодёжи: питомцы буквально днюют и ночуют в этой доброй обители. Не потому ли так молоды души и характеры у Атакишиевых, этих прекрасных людей.
Профессор снискал славу справедливого судьи, отсюда постоянные приглашения в составы жюри всесоюзных и международных конкурсов у нас в стране и за рубежом. Обычно певцы, перешагнув тот возраст, когда уже за пятьдесят, начинают с печалью подсчитывать время, отпущенное на дальнейшее существование на сцене. Певец Рауф Атакишиев, напротив, недавно с блеском дебютировал в партии Хозе в опере Бизе Кармен. Эту сложную роль он давно мечтал воплотить на сцене, но, видимо, считал, что голос его лиричен для этой полной драматизма и экспрессии партии. Сейчас же, как ни парадоксально, голос с течением безжалостного времени не стёрся, не раскачался, напротив, он стал звонче, плотнее, насыщеннее. Я вспоминаю, как мы, студенты, гурьбой посещали спектакли любимого певца. Вспоминаю его одухотворённого Ленского, жалкого, но страшного в своей правде Юродивого; слушали в труднейшей партии Водемона. С блеском выпевая сложнейшие для большого голоса пассажи, украшения, присущие музыке Доницетти и Россини, поёт Атакишиев Неморино и Альмавиву; горячо аплодировали мы его Фаусту и Альфреду. Перечень будет очень длинным, так как певцу, одному из первых в те годы в республике, удалось воплотить на сцене практически весь русский, советский и западноевропейский репертуар...
Хочется подчеркнуть, что не только в родной республике высоко ценят дарование оперного артиста Р. Атакишиева, его горячо принимали во многих городах нашей страны и за её пределами. Он с успехом пел в оперных театрах Польши и Чехословакии, ему восторженно аплодировали в концертных залах Болгарии, МНР, Англии, ГДР, Бельгии, Люксембурга, Сенегала и Нигерии. Недавно Рауф Атакишиев выступил с камерными концертами в филармонических залах Ленинграда, Киева, в Баку и Москве. Я был на его московском концерте, и мне было приятно услышать отзыв о нём нашей прославленной советской певицы Надежды Аполлинариевны Казанцевой. Она сказала:
- Я пришла слушать азербайджанского певца и, честно говоря, думала: как он сможет понять русский дух романсов Глинки, Чайковского, Рахманинова? Теперь я могу сказать, что Атакишиев преподал нам урок.
Да, тонкому, эрудированному музыканту близка музыка всех народов, всех эпох. Сын азербайджанского народа, Рауф Атакишиев является именно таким музыкантом, ему подвластны и проникновенное исполнение родной музыки Гаджибекова, и истинно русской - Чайковского. Произведения любых национальных принадлежностей, стилей, характеров, почерков включает он в свои программы.
Похоже, что природа решила подарить Рауфу ещё и долголетие в искусстве. Что же, пожелаем ему воспользоваться и этим подарком без стеснения и в полной мере.
1 мая 1986 г. «Советская культура». _______________________________________________