Всех живущих за границей, вне своей исторической родины, традиционно объединяет гордость за свою культуру. У нас, русскоязычных, поводов для гордости предостаточно - классическая музыка, живопись и литература давно входят во всемирную копилку вечных ценностей, пишет портал "Русское поле". А вот про массовое искусство советского периода, отмечает издание, говорить особо не принято, хотя иногда кажется, что если бы миру известны были наши герои тех лет, может быть, совсем по другому представляли нашу страну и сейчас. Ведь в те годы в Советском Союзе были настоящие звезды. И именно на их музыке, песнях выросло несколько поколений.
Магомаев был невероятно популярен. Он был настоящей звездой, и 70-е годы запомнились как раз его песнями. Магомаев стал настоящим законодателем мод в Москве, его стилю подражали, утверждает портал. В больших официальных концертах, которые строились по принципу обязательного представления талантов от всех республик, Муслим Магомаев выступал всегда без приписки к "своей" республике. Он был главным героем, всесоюзно признанным любимцем, не нуждавшимся в особом представлении, хотя сам певец всегда подчеркивал свою близость родному Баку, отмечает издание.
У Магомаева был необъятный репертуар, отличный голос, абсолютный вкус и потрясающая работоспособность. Представить сейчас себе современного молодого исполнителя, который смог бы перепеть весь его репертуар, на таком же уровне - невозможно. А он ведь уже в двадцать с небольшим был невероятно известен.
То, что обычно для современных мировых звезд - популяризация для массового слушателя классики, народной, национальной культуры, участие в детских проектах, - все это делал Магомаев лет сорок-пятьдесят назад, напоминает "Русское поле".
Благодаря ему в Советском Союзе всенародно любимым шлягером стала партия Фигаро в его исполнении. И самая романтическая песня, написанная на русском языке в прошлом веке, была записана Магомаевым для детского мультфильма про бременских музыкантов, который и через сорок лет остается одним из лучших детских фильмов в России. И никто не может спеть эту песню лучше, чем он, уверяет издание. Точно так же, как навсегда останутся именно магомаевские "Ноктюрн", "Чертово колесо" - все, что было в его репертуаре, останется только за ним.
Для него не было границ - песни всемирно известных мюзиклов наша страна узнавала благодаря Магомаеву, как и неаполитанские песни, которые как родные полюбили в Советском Союзе именно благодаря ему. Пятьдесят лет назад для советского слушателя, не избалованного всяческими шоу, его голос и манера исполнения были настоящим подарком.
Забавно, пишет издание, что интеллигент Магомаев исполнил, наверное и самую "народную" песню семидесятых, которая потом прочно и навсегда засела в репертуаре всех советских ресторанов, - "Свадьбу". Лет десять она уж точно была главным застольным хитом наряду с народными песнями по такому случаю.
Очевидцы в своих воспоминаниях описывают абсолютно нетипичные, "несоветские" буйства публики на его концертах. Да и сейчас, как это ни странно, когда всяких концертных феерий хоть отбавляй, его искусство остается, пожалуй, недосягаемым эталоном. И здесь сошлось все - и его исполнительский талант, и репертуар, где нет ни бессмысленных текстов, ни примитивной музыки. Все предельно просто, скромно, но оторваться нельзя! Какая-то сила, обаяние, колоссальная энергия заставляют слушать и смотреть до конца, пишет издание.
Конечно, в Союзе во времена Магомаева голосов отличных было немало, но он выделялся на фоне и самых замечательных, и самых талантливых. И был самым молодым народным артистом Союза, напоминает портал. Трудно сравнить его популярность еще с кем-то. Возможно, тогда он был так же любим, как Юрий Гагарин. Очень молодой, невероятно обаятельный, талантливый, он покорил миллионы своих современников.
Память о великом певце осталась светлая... У него была и правда удивительная судьба - стать любимцем как власти, так и народа, пишет портал и приводит такой факт из его биографии: ему предложили поработать во Франции, но советские власти не согласились - наверное, не хотели терять. Но Магомаев вряд ли хранил обиду на Министерство культуры, не отпустившее его работать за границу. Он совершенно точно ценил любовь и обожание своей публики в Союзе, с уверенностью пишет портал и добавляет, что, собственно, благодаря его "неотъезду" на нашей эстраде еще долго существовала очень качественная музыка, и на эстраде рядом с ним были действительно замечательные исполнители.
С его участием и официальные концерты часто становились более человечными - его репертуар не был специально "заточен" под политзаказ. Наоборот, он пел все, что ему нравилось, в том числе твисты (в те-то годы!), на официальных площадках он совершенно спокойно исполнял песни из репертуара Синатры, "Битлз" и других.
В нашей богатой культуре на память приходит не много примеров личности художника, совершенно свободного в "несвободном обществе". В 19 веке это Чехов, в веке 20-м – Магомаев, пишет издание.
Было "странное время", когда деятели культуры слали и подписывали письма друг против друга. Ни одного такого письма с подписью Муслима Магамаева или его супруги Тамары Ильиничны Синявской в природе не существует - к нему за этим даже не обращались... А ведь все знали, что он любимец Брежнева и Андропова, близок с Алиевым.
Магомаев ушел со сцены неожиданно для всех. В своих интервью он объяснил свое решение тем, что не хотел стариться на глазах у публики.
Говорят, он много и хорошо рисовал. В двухтысячных, уже уйдя со сцены, Магомаев дипломатично воздерживался от публичной критики современной эстрады. Наоборот, всегда с удовольствием говорил о талантливых исполнителях. Его рассказы о звездах оперной сцены и эстрады слушали и читали с удовольствием, много нового узнавая благодаря его кропотливому труду, отмечает портал.
2012-й год - юбилейный, Муслиму Магомаеву - 70 лет. И вот во второй уже раз в Москве проводится Конкурс имени знаменитого певца. Возглавляет жюри Народная артистка России, солистка Большого театра, заведующая вокальной кафедрой ГИТИСа, профессор Тамара Ильинична Синявская.
Цель Конкурса - найти и поддержать молодых, талантливых исполнителей и, несомненно, сохранить и почтить память о прекрасном человеке, блестящем таланте, каким был и остается в нашей памяти Муслим Магомаев - звезда и легенда русской культуры, пишет портал "Русское поле".