Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию статью о Муслиме Магомаеве, написанную в 1972 году, скорее всего после выхода на экраны фильма "Поет Муслим Магомаев". В каком журнале была опубликована статья, к сожалению не знаю. Наверное, что-то типа "Советского экрана". К тексту прикладываю скан статьи, присланный моей знакомой - Галиной Ваниной.
А теперь сама статья....
Муслим Магомаев.
Сказать, что Муслим Магомаев – необыкновенно популярный певец, значит, высказать истину общеизвестную и не требующую доказательств. Но задумывались ли вы когда-нибудь о причинах этой популярности? И еще: задумывались ли вы над тем, почему та или иная эпоха вызывает к жизни, делает популярными одни жанры и формы искусства, в то время, как другие отходят на второй план? Дело тут, по-видимому, не в приходящей моде, а в созвучности эпохе определенного вида искусства, в котором находят наиболее полное выражение мысли и чувства миллионов читателей, зрителей, слушателей. Вот, к примеру, эстрадное пение. Раньше к нему относились с некоторым пренебрежением – «лёгкий жанр». Споры между сторонниками классической музыки и любителями музыки эстрадной велись не на жизнь, а на смерть. Теперь же популярность этого «лёгкого», а на самом деле очень трудного жанра можно сравнить разве что с популярностью кинематографа. Кто у нас не знает Муслима Магомаева? И вряд ли у кого-нибудь язык повернется сказать, что его популярность определяется модой. Но интересно, что популярность эту нельзя до конца объяснить только профессиональными качествами превосходного певца. Разумеется, у него великолепный, красивого тембра голос. И, конечно, необычайно широкий жанровый диапазон – от оперной классики до веселых популярных песенок, от высокой гражданственности до проникновенной лирики. Высокая культура исполнения: внук знаменитого композитора, сын художника и актрисы, Муслим Магомаев счастливо унаследовал и редкую музыкальность, и артистизм, и стремление к пластической выразительности. И все-таки причина его необыкновенной популярности не только в этом. За природной одаренностью и профессиональным мастерством певца стоит интересная и своеобразная индивидуальность, ярко и разнообразно выражающая себя. Не здесь ли разгадка сегодняшней популярности самого жанра? Ведь интерес вызывает не тот исполнитель, который может музыкально грамотно воспроизвести замысел авторов, а тот, который сам является автором, несущим что-то свое, личное. Может быть в этом же и разгадка того, что не актер Муслим Магомаев оказался столь киногеничным. Ведь именно кинематограф безжалостно фиксирует пустоту одного и выявляет сложность и яркость внутреннего мира другого. Отсутствие творческой индивидуальности на экране режет глаз, как фальшивая нота слух, а ее наличие неизмеримо обогащает зрителя.
Зарубежные певцы часто снимаются в кино. И, как правило, получается интересно даже тогда, когда роль не требует исполнения песен… Хотелось бы, чтоб это первое знакомство кинематографа с популярным певцом переросло в крепкую, плодотворную дружбу.
А теперь сама статья....
Муслим Магомаев.
Сказать, что Муслим Магомаев – необыкновенно популярный певец, значит, высказать истину общеизвестную и не требующую доказательств. Но задумывались ли вы когда-нибудь о причинах этой популярности? И еще: задумывались ли вы над тем, почему та или иная эпоха вызывает к жизни, делает популярными одни жанры и формы искусства, в то время, как другие отходят на второй план? Дело тут, по-видимому, не в приходящей моде, а в созвучности эпохе определенного вида искусства, в котором находят наиболее полное выражение мысли и чувства миллионов читателей, зрителей, слушателей. Вот, к примеру, эстрадное пение. Раньше к нему относились с некоторым пренебрежением – «лёгкий жанр». Споры между сторонниками классической музыки и любителями музыки эстрадной велись не на жизнь, а на смерть. Теперь же популярность этого «лёгкого», а на самом деле очень трудного жанра можно сравнить разве что с популярностью кинематографа. Кто у нас не знает Муслима Магомаева? И вряд ли у кого-нибудь язык повернется сказать, что его популярность определяется модой. Но интересно, что популярность эту нельзя до конца объяснить только профессиональными качествами превосходного певца. Разумеется, у него великолепный, красивого тембра голос. И, конечно, необычайно широкий жанровый диапазон – от оперной классики до веселых популярных песенок, от высокой гражданственности до проникновенной лирики. Высокая культура исполнения: внук знаменитого композитора, сын художника и актрисы, Муслим Магомаев счастливо унаследовал и редкую музыкальность, и артистизм, и стремление к пластической выразительности. И все-таки причина его необыкновенной популярности не только в этом. За природной одаренностью и профессиональным мастерством певца стоит интересная и своеобразная индивидуальность, ярко и разнообразно выражающая себя. Не здесь ли разгадка сегодняшней популярности самого жанра? Ведь интерес вызывает не тот исполнитель, который может музыкально грамотно воспроизвести замысел авторов, а тот, который сам является автором, несущим что-то свое, личное. Может быть в этом же и разгадка того, что не актер Муслим Магомаев оказался столь киногеничным. Ведь именно кинематограф безжалостно фиксирует пустоту одного и выявляет сложность и яркость внутреннего мира другого. Отсутствие творческой индивидуальности на экране режет глаз, как фальшивая нота слух, а ее наличие неизмеримо обогащает зрителя.
Зарубежные певцы часто снимаются в кино. И, как правило, получается интересно даже тогда, когда роль не требует исполнения песен… Хотелось бы, чтоб это первое знакомство кинематографа с популярным певцом переросло в крепкую, плодотворную дружбу.