Андрей Ефремов Сегодня в Москве открыли памятник Муслиму Магомаеву.
Большой, эффектный мемориал в граните и бронзе отныне предстаёт взорам гуляющей публики на перекрёстке Елисеевского и Вознесенского переулков, неподалёку от азербайджанского посольства. Памятник выдающемуся певцу, открытый сегодня на глазах у тысяч его почитателей, создан народным художником России Александром Рукавишниковым и заслуженным архитектором России Игорем Воскресенским.
Муслим Магомаев, умерший без малого три года назад, был любим многими миллионами советских людей, его необыкновенно высоко ценили как утончённые эстеты-меломаны, так и те, про кого говорят «слон на ухо наступил». Жителей более или менее крупных советских городов когда-то можно было легко поделить на две примерно равные части: на тех, кто ходил на концерт Магомаева, и на тех, кому не повезло.
Его «Свадьбу, свадьбу…» мы самозабвенно горланили в детских садах и яслях. Его «Мелодию», как могли, перепевали бесчисленные армии участников художественной самодеятельности. Его «Королеву красоты», «Чёртово колесо», «Лучший город земли» и многие другие, как сейчас говорят, «хиты», любили распевать на дружеских посиделках и семейных застольях.
У всех этих песен, конечно же, есть авторы, причём выдающиеся, чрезвычайно именитые, всем известные. Однако в абсолютном большинстве своём мы связываем эти замечательные вещи исключительно с Магомаевым, а посему они в самую первую очередь – именно ЕГО песни. И едва ли хоть один сотрудничавший с ним композитор или поэт был когда-нибудь этим фактом недоволен.
Он имел тысячи возможностей петь «на постоянной основе» в Ла Скала или Ковент Гардене, Метрополитен Опера или где-то там ещё. Однако оставался – неизменно и абсолютно, по духу и плоти – НАШИМ, русским-советским человеком, всегда помнившим, что его отец, защищая Родину, всего лишь два дня не дожил до Победы.
Вспоминая Магомаева, мы временно погружаемся в ностальгию, мысленно возвращаемся на ту самую Родину, которая у нас, россиян и азербайджанцев, как известно, была одна.
Вспоминая Магомаева, мы, вольно или невольно, глубоко или поверхностно философствуем на темы добра и зла, света и тьмы, справедливости и порядка, прежних и нынешних нестроений, ушедшей молодости и наступившей «зрелости».
Магомаева любили в стране, как никого другого. В течение десятилетий он был бесспорный №1. И этим, пожалуй, всё сказано.