Необычные замыслы, невероятные воплощения - все это культура Японии, которая удивит Вас.
Японский народ создал многоликий и необычный мир образов и форм, в котором, пожалуй, воплотилась вся история его жизни. Япония в силу своего расположения и завесы отчужденности, снятой не так уж и давно, обладает весьма своеобразной культурой, традициями и искусством.
Японское кимоно (традиционная одежда) – собирательное искусство Японии, объединившее ткацкое мастерство, живопись и искусство ношения одежды в один японский костюм. В переводе означает «ки» - одевать, «моно» - вещь. Первые кимоно походили на китайскую одежду ханфу. В процессе своего развития этот костюм потерял шлейф и штаны, обрел накладной воротник, пояс оби (который сворачивается в причудливые композиции), длинные рукава и с тех пор практически не изменялся. Что представляют собой японские платья? Это халат Т-образной формы без выреза, с широкими рукавами (пройма намного уже остальной части рукава), закрепляемый на теле с помощью ремешков и длинного (достигает трех метров в длину) пояса оби. Цветовая гамма, рисунки, наличие гербов, которыми покрывается ткань для кимоно, различаются в зависимости от времени года, ситуации.
Грандиозные японские замки сиро (иначе называемые дзё – приставка к названию каждого замка) поражают неискушенных европейцев сочетанием изящества линий, насыщенности архитектурных элементов и прочнейших защитных свойств конструкции.Такими являются сохранившиеся до наших дней средневековые японские замки. Хотя более ранние исторические вехи свидетельствуют о том, что защитные и оборонительные сооружения Японии первоначально имели совсем не такой гармоничный и внушительный вид. На заре междоусобных войн это были группы низких деревянных построек, окруженные стандартным рвом и стенами, располагающиеся на пересечении торговых дорог, в портах рек для удержания ключевых экономических позиций.Начиная с XIV века, японские замки сиро начали возводить из камня, в качестве прообраза используя конструкцию китайских сооружений, так позже полюбившимися всему миру многоярусными изогнутыми китайскими крышами. Таким образом, создавались огромные укрепленные территории, которые с тех пор выполняли три основные функции: - оборонительную в череде непрекращающихся войн между самурайскими кланами и провинциями;
- могущественную, подчеркивающую власть местного феодала; - экономическую как средоточие формируемого вокруг замка города. В связи с ландшафтной неоднородностью территории страны, японские замки строились и на равнинах, и в горах, и посреди озер всегда гармонично вписываясь в нетронутую красоту природы.
Бонсай – самодостаточное искусство Японии, получившее свое развитие из миниатюрных китайских пейзажей. Но если в Китае маленькие деревца использовались в качестве элемента сложной композиции, то в руках японских мастеров они стали самостоятельным предметом и направлением искусства выращивания - бонсай. Основным принципом бонсай является искусственное уменьшение размеров дерева, которое без применения специальных приемов могло бы вырасти до стандартных размеров.
Японские куклы нингэ- как оригинальное искусство Японии возникли в III тысячелетии до н. э. Изначально они использовались в ритуальных целях и для игр. Всенародно любимым это искусство стало лишь в XVII веке – в период расцвета японской культуры, вызванной ее политической и экономической изоляцией от остального мира. С японского «нингё» переводится, как «человеческая форма». Каждый вид японских кукол окутан легендой и традициями, имеет своеобразный способ изготовления.
Музыка Японии
Современная японская музыка впитала в себя европейское, американское и даже русское музыкальное искусство: их веяния, жанры, правила и инструменты. Несмотря на это, музыка Японии полна и традиционными мотивами. Чистое и оригинальное звучание японских инструментов создает особую атмосферу, способствующую тому, чтобы человек творил. Живопись, чайная церемония, скульптура, поэзия – все искусство Японии пропитано журчащим звучанием национальных инструментов. Возможно, именно музыка помогает японским мастерам создавать утонченные, не похожие ни на какие другие, национальные предметы искусства.
Японский веер – это не только оригинальное искусство Японии, аксессуар и столь нужное в теплую погоду опахало. В зависимости от вида в разные времена он мог выполнять различные функции. В театральных постановках, когда каждый персонаж имел собственный, выполненный по определенным правилам, веер, по которому даже непросвещенный человек мог догадаться о характере персонажа. В танцевальных представлениях, которые устраивали гейши, с помощью веера передававшие настроение, эмоции и заставлявшие зрителей замирать от восторга. В светской жизни, когда веер являлся не только признаком социального статуса, но и помогал скрываться от неугодных взглядов. В сельском хозяйстве для того, чтобы развеивать при посадке зерновые культуры. В боевом искусстве - военачальники использовали веера, чтобы отдавать приказы,самураи и другие воины использовали веер как смертоносное оружие. В ритуальных храмовых и дворцовых церемониях.В настоящее время во время поединка сумоистов, когда судья веером указывает на победителя сражения.
Нэцкэ
Искусство Японии примечательно широко распространенной в XVII - XIX вв. своеобразной миниатюрной скульптурой – нэцкэ. Ее назначение – брелок-противовес, чаще всего деревянный, необходимый для крепления к поясу кимоно, которое не имеет карманов, различных мелких вещей: трубка, кошелек, ключи или коробочка для хранения лекарств. В связи с этим нэцке обязательно имеет отверстие для шнура или веревки, при помощи которых крепится нужный предмет. Отсюда и название нэцкэ («нэ» - корень и «цкэ» - прикреплять).Восточное искусство нэцкэ можно объединить в следующие группы:
- катабори – самый многочисленный фигурный вид нэцкэ, изображающих богов, демонов, людей, животных, цветов, переплетаемых во всевозможных сюжетах;
- мандзю – нэцкэ в форме дисков с гравировкой на поверхности;
- кагамибута – представляет собой плоскую коробочку из слоновой кости с декоративно оформленной металлической крышкой.
Японская живопись (яп. кайга, «картина, рисунок») — один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. Для японской живописи, как и для литературы, характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала. Начиная с X века в японской живописи выделяют направление ямато-э, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения. В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё-э — гравюры на дереве, изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи. Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом.
Гейша – человек искусства
Гейша – притягательная и великолепная, искусная и совершенная женщина. Безукоризненная жрица, возводящая наслаждение мужчины в культ. Права примерить на себя это имя добиваются далеко не все японские женщины. Утомительное обучение на протяжении нескольких лет и каждодневный труд после превращения в гейшу не гарантируют успеха и мастерства.
Настоящая гейша в совершенстве владеет такими видами искусства, как: музыка (пение и игра на музыкальных инструментах), танец, каллиграфия, риторика и красноречие, чайная церемония и преподнесение напитков, живопись, икебана. Не последнее место среди этих искусств занимает искусство преображения, ухода за собой, нанесения макияжа, оформления прически и надевания кимоно. Гейша должна иметь широчайший кругозор, являться знатоком по многим вопросам. Также гейша может быть отличным психологом. Техника сексуального обольщения также входит в набор искусств, которыми владеет гейша, но одарить клиента интимными ласками она может только по собственному желанию. Брак в рамках профессии гейши запрещен, а наличие детей не осуждается.
Современная гейша – оплот традиционной культуры Японии. Возможно, лишь гейша хранит искусство Японии и противостоит набирающей темпы индустриализации японской нации.