Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Ingusha
Ingusha
Григорий Мясоедов "Земство обедает", 1872. Государственная Третьяковская галерея.
Очень интересная интерпретация этой картины.
Некоторые советские искусствоведы были склонны считать, что на картине изображены крестьяне, пришедшие с какими–то просьбами в "земство", но заставшие время обеда. Обед "земцев" обставлен солидно (в окне виден то ли буфетчик, то ли официант), а бедные мужики вынуждены удовлетворяться хлебом и лукомю
Более внимательные искусствоведы замечали, что настоящие название картины — "Уездное земское собрание в обеденное время".
Только что началось создание органов местного самоуправления — земств. Туда избирали и крестьян, но их было очень мало. Сюжет картины несложен — живописец хотел показать разницу в социальном положении членов одного земства. На картине изображен небольшой городок в провинции, здание земской управы.
Избранные от крестьянства члены земства сели обедать, но не за столами в душных помещениях, а на свежем воздухе. Наверняка стесняются они соседства с благородными депутатами земства.
Некоторые крестьянские депутаты уже покушали и дремлют, а кто-то ещё продолжает свою трапезу с простой деревенской едой — хлеб, соль да зелёный лук.

В окне управы можно заметить официанта, который убирает посуду. Этим художник показывает контраст богатства и бедности. Каждого крестьянина у дверей земской управы, Мясоедов написал очень тщательно, каждому придал индивидуальные черты: один смотрит лукаво, с хитрецой, другой — с благородством, чувством собственного достоинства, а в ещё одном взгляде сквозит оскорбление.

Очень интересное описание этой картины нашла на одном из сайтов.
"Почему обед мужиков так скуден? Всё очень просто, крестьяне работали на полях и не имели времени возвращаться в дом, так что они привыкли днем только слегка перекусывать холодным, а горячую еду есть лишь вечером. И даже не каждый день –летом большую русскую печь не топят ежедневно, в ней варят еду сразу на 3–4 дня. Так что крестьяне (и неработающие аристократы) в то время следовали обычаю плотно есть вечером, а все работающие горожане (в том числе и служащие дворяне) обедали в привычное для нас время.

Таким образом, обеды дворян и крестьян на картине контрастируют не по калорийности, а по времени — дворяне к середине дня проголодались, а крестьянам пока и не хочется ничего, кроме куска хлеба; еще раз напомним, что у спящего в алом уж точно хватает денег на сытный обед в трактире. Интересно и то, что крестьяне почти ничего не пьют, крынка (с квасом?) есть только у одного из них — воду из городских колодцев и речек ни в коем случае не следовало пить некипяченой, а у бар, видимо, еще не закипел самовар (разумеется, кипятком–то с крестьянами поделятся.

Теперь, после объяснения, содержимое картины вырисовывается по–иному. Крестьяне не показывают никаких признаков бедствий, и их никто не выгонял с барского обеда — обед им не очень–то и интересен, у них другие привычки и обычаи. Крестьяне никуда не торопятся и ничего не ждут — они уже приехали в город на собрание, которое занимает целую неделю.

Они мирно, пользуясь хорошей погодой, сидят у крыльца как ящерицы, в состоянии оцепенения, обычном для земледельца, привыкшего ничего не делать полгода. Если что–то в картине и можно считать объектом критики, то это разлитая в воздухе провинциальная лень и спокойствие.

Крестьяне выглядят скорее осоловевшими, чем возбужденными от дискуссий на важные для них темы. Это же их земство, их дела, можно было бы и поволноваться, ну хотя бы обсудить постановленное в утреннем заседании! Но не факт, что художник вкладывал в картину именно такие мысли. Быть может, земско–провинциальная лень казалась ему столь же очевидной и неизбежной, как и персонажам картины."

Глядя на эту картину, невольно вспоминается поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Автор не говорит прямым текстом о социальной несправедливости и неравенстве, он предлагает зрителям подумать об этом.

Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, называл полотно «Земство обедает» одним из самых значительных произведений Мясоедова, а также «истинно современной „хоровой“ картиной». По мнению Стасова, в этом полотне «присутствовала также нота негодования и сатиры». Описывая сюжет картины, Стасов писал, что крестьяне, одетые в зипуны и сермяги, обедают хлебом и луком в ожидании, пока их более обеспеченные товарищи «кончат своих жареных фазанов и шампанское и уже потом пожалуют судить и рядить с „этими“ о всех важных делах.
В изданной в 1971 году монографии о творчестве художника искусствовед Ирина Шувалова писала, что картина «Земство обедает» — «высшее достижение всей творческой жизни Мясоедова, самая капитальная, самая значительная его картина», представляющая собой важнейшую веху в его творчестве. Рассматривая «Земство обедает» в одном ряду с такими полотнами 1870-х годов, как «Бурлаки на Волге» Ильи Репина и «Ремонтные работы на железной дороге» Константина Савицкого, Шувалова писала, что эти произведения определили «новый этап в развитии русской реалистической жанровой живописи»
Григорий Мясоедов "Земство обедает", 1872. Государственная Третьяковская галерея. Очень ...
Рейтинг записи:
5,5 - 1 отзыв
Нравится1
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх