Надоело это западное проникновение к нам. И мы сами в этом виноваты. На Новый год стали венки вешать, красный чулок, наряжатьса в Санта Клауса.
Попугайничаем. Своих традиций что ли нет?
История из жизни - На остановке стоит девочка лет пяти с мамой, еще народ и высокий поп с бородой в спецодежде. Девочка долго и внимательно смотрит на попа, а потом громко спрашивает маму - Мама! Почему Дед Мороз в черном, Снегурочка умерла? Народ попадал кто где стоял. А поп пошел и купил девочке в ларьке шоколадку...
Актер Александр Хвыля. После Роли Деда Мороза , на протяжении многих лет он выполнял обязанности главного Деда Мороза страны, выступая в этой роли на главной елке в Кремле.
Божество Карачун (или Корочун) появилось в народных сказаниях славян задолго до христианства. Поначалу он символизировал день зимнего солнцестояния, самый короткий день в году — 22 декабря. В дальнейшем Карачун эволюционировал и стал жестоким подземным богом, повелевающим морозами. В советском фильме «Морозко» к повелителю стужи отправили двух девушек, а он их охаживал холодом и спрашивал: «Тепло ли тебе, девица?» Именно так наши предки вплоть до ХIХ века воспринимали Карачуна, он же Студенец, он же Трескун, или Зимний Дед. Это было суровое божество, требующее если не жертвоприношений, то как минимум уважения.
В 1841 году вышел сборник Владимира Одоевского «Сказки дедушки Иринея». Среди прочих сказок там была и «Мороз Иванович», которая с ног на голову переворачивала отношение к суровому славянскому повелителю стужи. Здесь Мороз еще не приходил к детям с подарками: они приходили к нему сами, а подарки были платой за службу. И всё же уже виден резкий контраст с тем Карачуном, которому требовались жертвоприношения: добрый Мороз Иванович у Одоевского — это седой старик, который как «тряхнет головой — от волос иней сыплется». Теперь это не жестокое божество, а справедливый наставник.
Однако был и другой взгляд: у того же Некрасова в поэме 1863 года Воевода Мороз признавался: «Люблю я в глубоких могилах / Покойников в иней рядить, / И кровь вымораживать в жилах, / И мозг в голове леденить». Но теперь люди знали, что Мороз может быть не только злым, но и добрым. А современный волшебник, который приносит детям подарки, появился позже — в СССР.
В первые десятилетия дела Деда Мороза в советской России шли не очень. В 1927 году большевики развернули антирелигиозную кампанию, признав рождественскую ель и Деда Мороза «религиозными пережитками» и «одной из форм антинародной деятельности капиталистов». Звучали мнения, что «религиозность ребят начинается именно с елки»
Однако порой общественная привычка сильнее попыток установить новые порядки. И в декабре 1935 года ЦК ВЛКСМ решил: теперь комсомольские организации должны устраивать для детей новогодние елки. Деда Мороза также полностью восстановили в правах, а чтобы дети лучше на него реагировали, в напарницы дали внучку — Снегурочку. Ее придумал писатель Александр Островский, в 1873 году опубликовавший одноименную пьесу. Персонаж быстро стал популярным: даже в царской России Снегурочка иногда приходила на новогодние елки, но сама по себе. Именно в Советском Союзе решили, что дед с внучкой должны работать бок о бок.
Попугайничаем. Своих традиций что ли нет?
Следующая запись: Шепот между строк
Лучшие публикации