
Сняв "Золушку", она на 16 лет ушла из этого жанра. А затем устроила фейерверк из сказок. Надежда Кошеверова.
Когда речь заходит о режиссёрах-сказочниках советского кино, вспоминают в первую очередь Александра Роу и Александра Птушко. И это абсолютно заслуженно. А вот имя Надежды Кошеверовой вспоминают гораздо реже. А это совершенно несправедливо. При том что, назови любой её фильм, и он вспоминается сразу . Она заслужила, чтобы её имя знали и помнили, ибо она подарила нам самые любимые сказки не только нашего детства. Эти фильмы на века.
Надежда Николаевна родилась 23 сентября 1902 года в Санкт-Петербурге в достаточно обеспеченной семье – её отец служил маклером в Азовско-Донском банке и имел собственные дома в Питере и Крыму. Кроме того, он был большим поклонником искусств, поэтому каждую пятницу у них в доме собиралась творческая элита, там бывал даже Шаляпин. И хотя Надю, в силу возраста, на эти вечера не допускали, всё же отголоски творческой атмосферы наложили на неё свой отпечаток. Она увлеклась театром.
В 1925 году Надежда Кошеверова приходит учиться в киномастерскую Фабрики эксцентричного кино (ФЭКС), где её учителями становятся легендарные ныне мастера кино Г. Козинцев и Л. Трауберг. Но это будет чуть позже. А тогда всё было ещё впереди.
Тогда ещё в киногруппах не существовало чёткого деления обязанностей, и Надежда Николаевна в поисках костюмов для съёмок сама ходила на "блошиный" рынок, а во время прогулок по Невскому проспекту высматривала типажи, которые могут пригодиться в будущих постановках.
После окончания учёбы Кошеверова приходит на киностудию «Ленфильм», которой и посвятит всю свою жизнь.
Начинала Надежда Кошеверова свою кинокарьеру ассистентом режиссёра на легендарных фильмах "Возвращение Максима" (1937), "Юность Максима" (1934), "Выборгская сторона" (1938).
«Здесь, на киностудии, мне предложили попробовать свои силы в кинорежиссуре. Такое это было время – все вокруг были молоды, молодым было и само кино. Я с радостью согласилась».
Из воспоминаний Н.Н. Кошеверовой.
Первый же её фильм «Аринка», снятый в 1939 году совместно с Юрием Музыкантом, имел огромный успех. Но развить этот успех помешала война. Кошеверова вместе с «Ленфильмом» эвакуируется в Алма-Ату, где в 1944 году снимает фильм-оперу «Черевички» по мотивам «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Можно сказать, что это было, в какой-то мере первое прикосновение к "сказочному" материалу.
В начале 1945 года она едет в Москву сдавать фильм и там происходит судьбоносная встреча.
«В коридорах кинокомитета встретила Янину Жеймо, талантливую ленинградскую актрису, всеми нежно любимую. Здесь, в военной Москве, маленькая, грустная, в тёмном комбинезончике, она вдруг мне показалась Золушкой».
Из воспоминаний Н.Н. Кошеверовой.
Кошеверова принимает решение снимать сказку «Золушка». Сценарий она предложила написать Евгению Шварцу, с которым её познакомил первый муж – знаменитый Николай Павлович Акимов. Кстати, он на «Золушке» заведовал художественной частью, отвечал за декорации и костюмы.
Парадокс: в полуразрушенном Ленинграде, на киностудии, где не было многого необходимого, Кошеверова начинает снимать самую светлую сказку советского кино. Именно во время этой работы установились тёплые дружеские отношения между Кошеверовой и Шварцем, для которого она стала, по его воспоминаниям «словно другом детства и юности».
Сказка вышла на экраны страны в 1947 году. Картина сразу и навсегда завоевала главный приз – любовь миллионов зрителей, восхищавшихся и продолжающих восхищаться этой сказкой вот уже более 70 лет.
Как ни странно, но после такого успеха Кошеверова надолго отошла от жанра сказки в сторону комедии, и здесь ей также сопутствовал успех. За период с 1954 по 1966 годы ею было снято 5 комедийных фильмов, и каждый из них был успешен и стал любим зрителями.
Тёплые отношения связывали Кошеверову с Фаиной Георгиевной Раневской, с которой она сдружилась ещё на съёмках "Золушки". Однако однажды случилось непредсказуемое. В 1960 году Надежда Николаевна пригласила Раневскую на главную роль в фильм "Осторожно, бабушка!". Фильм получился замечательным - в первый год его посмотрело более 40 млн. зрителей. Но Фаина Георгиевна посчитала эту роль своим провалом и рассорилась с Кошеверовой. Тем не менее приступая к съёмкам очередного фильма - "Сегодня — новый аттракцион" (1966г.) режиссёр вновь предложила Раневской главную роль. Та согласилась и осталась довольна этой работой. Дружба была восстановлена.
Просто напомним несколько фильмов этого прекрасного режиссера :
- Весна в Москве
- Тени
- Укротительница тигров
- Шофёр поневоле
- Осторожно, бабушка!
- Старая, старая сказка
- Медовый месяц
- Соловей
и другие.
В 1963 году, после 16-ти летнего перерыва Надежда Кошеверова возвращается в жанр сказки. И начинается настоящая феерия. Из-под её режиссёрских рук стали одна за другой выходить сказки, сразу приобретавшие огромную популярность. Они были любимы не только детьми, но и взрослыми. И это продолжается до сих пор. Проходит время, но сказки Надежды Николаевны Кошеверовой не теряют любви зрителей, на них выросло уже не одно поколение, и вырастет ещё не одно.
В чём же секрет успеха этих фильмов?
Надежда Николаевна обладала редким талантом. Она умела создавать на съёмочной площадке такую добрую, душевную обстановку, что работа над фильмами всегда была в удовольствие всем участникам этого творческого процесса. Работа с Надеждой Николаевной приносила радость. К ней с огромным уважением относились все члены съёмочной группы — от знаменитых актёров до рабочих и светотехников . Она обладала даром собирать вокруг себя преданных кино людей, единомышленников. С удовольствием открывала и поддерживала талантливых актёров. Именно Кошеверова открыла дорогу в кино Нине Ургант, Людмиле Касаткиной, Марине Неёловой, Марине Полбенцевой и другим.
Своим любимым актёром Кошеверова называла Олега Даля, которого сняла в трёх своих фильмах. А он, по воспоминаниям В. Золотухина, готов был ради неё оторвать себе руку и выбросить, если понадобится.
Надежда Николаевна приходила на студию до самых последних дней, даже когда уже не могла работать, ведь "Ленфильм" был её домом. Она должна была дышать воздухом киностудии, которой она отдала всю свою жизнь.
Надежда Николаевна Кошеверова ушла от нас 22 февраля 1989 года.
Хотя, нет, она не ушла. Она навсегда останется с нами, в нашей благодарной памяти.
Блог Экран
Когда речь заходит о режиссёрах-сказочниках советского кино, вспоминают в первую очередь Александра Роу и Александра Птушко. И это абсолютно заслуженно. А вот имя Надежды Кошеверовой вспоминают гораздо реже. А это совершенно несправедливо. При том что, назови любой её фильм, и он вспоминается сразу . Она заслужила, чтобы её имя знали и помнили, ибо она подарила нам самые любимые сказки не только нашего детства. Эти фильмы на века.
Надежда Николаевна родилась 23 сентября 1902 года в Санкт-Петербурге в достаточно обеспеченной семье – её отец служил маклером в Азовско-Донском банке и имел собственные дома в Питере и Крыму. Кроме того, он был большим поклонником искусств, поэтому каждую пятницу у них в доме собиралась творческая элита, там бывал даже Шаляпин. И хотя Надю, в силу возраста, на эти вечера не допускали, всё же отголоски творческой атмосферы наложили на неё свой отпечаток. Она увлеклась театром.
В 1925 году Надежда Кошеверова приходит учиться в киномастерскую Фабрики эксцентричного кино (ФЭКС), где её учителями становятся легендарные ныне мастера кино Г. Козинцев и Л. Трауберг. Но это будет чуть позже. А тогда всё было ещё впереди.
Тогда ещё в киногруппах не существовало чёткого деления обязанностей, и Надежда Николаевна в поисках костюмов для съёмок сама ходила на "блошиный" рынок, а во время прогулок по Невскому проспекту высматривала типажи, которые могут пригодиться в будущих постановках.
После окончания учёбы Кошеверова приходит на киностудию «Ленфильм», которой и посвятит всю свою жизнь.
Начинала Надежда Кошеверова свою кинокарьеру ассистентом режиссёра на легендарных фильмах "Возвращение Максима" (1937), "Юность Максима" (1934), "Выборгская сторона" (1938).
«Здесь, на киностудии, мне предложили попробовать свои силы в кинорежиссуре. Такое это было время – все вокруг были молоды, молодым было и само кино. Я с радостью согласилась».
Из воспоминаний Н.Н. Кошеверовой.
Первый же её фильм «Аринка», снятый в 1939 году совместно с Юрием Музыкантом, имел огромный успех. Но развить этот успех помешала война. Кошеверова вместе с «Ленфильмом» эвакуируется в Алма-Ату, где в 1944 году снимает фильм-оперу «Черевички» по мотивам «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Можно сказать, что это было, в какой-то мере первое прикосновение к "сказочному" материалу.
В начале 1945 года она едет в Москву сдавать фильм и там происходит судьбоносная встреча.
«В коридорах кинокомитета встретила Янину Жеймо, талантливую ленинградскую актрису, всеми нежно любимую. Здесь, в военной Москве, маленькая, грустная, в тёмном комбинезончике, она вдруг мне показалась Золушкой».
Из воспоминаний Н.Н. Кошеверовой.
Кошеверова принимает решение снимать сказку «Золушка». Сценарий она предложила написать Евгению Шварцу, с которым её познакомил первый муж – знаменитый Николай Павлович Акимов. Кстати, он на «Золушке» заведовал художественной частью, отвечал за декорации и костюмы.
Парадокс: в полуразрушенном Ленинграде, на киностудии, где не было многого необходимого, Кошеверова начинает снимать самую светлую сказку советского кино. Именно во время этой работы установились тёплые дружеские отношения между Кошеверовой и Шварцем, для которого она стала, по его воспоминаниям «словно другом детства и юности».
Сказка вышла на экраны страны в 1947 году. Картина сразу и навсегда завоевала главный приз – любовь миллионов зрителей, восхищавшихся и продолжающих восхищаться этой сказкой вот уже более 70 лет.
Как ни странно, но после такого успеха Кошеверова надолго отошла от жанра сказки в сторону комедии, и здесь ей также сопутствовал успех. За период с 1954 по 1966 годы ею было снято 5 комедийных фильмов, и каждый из них был успешен и стал любим зрителями.
Тёплые отношения связывали Кошеверову с Фаиной Георгиевной Раневской, с которой она сдружилась ещё на съёмках "Золушки". Однако однажды случилось непредсказуемое. В 1960 году Надежда Николаевна пригласила Раневскую на главную роль в фильм "Осторожно, бабушка!". Фильм получился замечательным - в первый год его посмотрело более 40 млн. зрителей. Но Фаина Георгиевна посчитала эту роль своим провалом и рассорилась с Кошеверовой. Тем не менее приступая к съёмкам очередного фильма - "Сегодня — новый аттракцион" (1966г.) режиссёр вновь предложила Раневской главную роль. Та согласилась и осталась довольна этой работой. Дружба была восстановлена.
Просто напомним несколько фильмов этого прекрасного режиссера :
- Весна в Москве
- Тени
- Укротительница тигров
- Шофёр поневоле
- Осторожно, бабушка!
- Старая, старая сказка
- Медовый месяц
- Соловей
и другие.
В 1963 году, после 16-ти летнего перерыва Надежда Кошеверова возвращается в жанр сказки. И начинается настоящая феерия. Из-под её режиссёрских рук стали одна за другой выходить сказки, сразу приобретавшие огромную популярность. Они были любимы не только детьми, но и взрослыми. И это продолжается до сих пор. Проходит время, но сказки Надежды Николаевны Кошеверовой не теряют любви зрителей, на них выросло уже не одно поколение, и вырастет ещё не одно.
В чём же секрет успеха этих фильмов?
Надежда Николаевна обладала редким талантом. Она умела создавать на съёмочной площадке такую добрую, душевную обстановку, что работа над фильмами всегда была в удовольствие всем участникам этого творческого процесса. Работа с Надеждой Николаевной приносила радость. К ней с огромным уважением относились все члены съёмочной группы — от знаменитых актёров до рабочих и светотехников . Она обладала даром собирать вокруг себя преданных кино людей, единомышленников. С удовольствием открывала и поддерживала талантливых актёров. Именно Кошеверова открыла дорогу в кино Нине Ургант, Людмиле Касаткиной, Марине Неёловой, Марине Полбенцевой и другим.
Своим любимым актёром Кошеверова называла Олега Даля, которого сняла в трёх своих фильмах. А он, по воспоминаниям В. Золотухина, готов был ради неё оторвать себе руку и выбросить, если понадобится.
Надежда Николаевна приходила на студию до самых последних дней, даже когда уже не могла работать, ведь "Ленфильм" был её домом. Она должна была дышать воздухом киностудии, которой она отдала всю свою жизнь.
Надежда Николаевна Кошеверова ушла от нас 22 февраля 1989 года.
Хотя, нет, она не ушла. Она навсегда останется с нами, в нашей благодарной памяти.
Блог Экран
Следующая запись: Николай Заболоцкий
Лучшие публикации