
Археологии до сих пор находят на территориях, издревле принадлежавших кельтам, стеклянные бусины. В том, что это стекло сомнений нет. Бусины датируются исследователями разными периодами, но однозначно одно эти стеклянные бусины относятся к бронзовому веку.
Когда на рубеже старой и новой эры Великий Рим завоевал Галлию, то часть кельтских племён покинула родные края и вынуждена была переселиться к реке Дунай. С тех пор местность эта стала носить имя «боэмия» (Bohemia), от кельтского названия племени «boji». В наши дни, как вы уже догадались, Богемия принадлежит современной Чехии, стране, которая подарила миру удивительное богемское стекло. Привезли ли с собой кельты секреты римского производства и резьбы по стеклу или были у них свои секреты, кто знает?
Датой, от которой официально ведёт отсчёт история богемского стекла, историки считают XII век, тогда в летописях находят первые упоминания о стеклопроизводстве при монастырях. Первые светские мастерские и цеха стеклодувов упоминаются в XIII веке. Но как полагают некоторые исследователи, процесс изготовления стекла в том или ином виде начался задолго до дошедших до нас рукописей. В средние века богемским стеклом торговали во Франции, Фландрии и Саксонии. Но занять лидирующие позиции в этом деле Богемии не удавалось. Как не старались богемские стеклодувы, на протяжении нескольких столетий первое место по производству качественного стекла занимала Венеция, строжайше охранявшая свои секреты под страхом смертной казни.
Но время шло, технологии не стояли на месте, качество богемского стекла становилось всё лучше. Новым этапом в развитии производства и резьбы по стеклу стал конец XVI века, времена правления императора Рудольфа II. Личность известная и неоднозначная: император так мечтал раскрыть секреты древних алхимиков и магов, и научиться превращать свинец в золото, а также раскрыть заодно и секрет Философского камня, что приглашал и давал своё покровительство всем талантливым алхимикам, магам, учёным и мастерам (в то время разница подчас была невелика!) со всей Европы. Прага того периода действительно была столицей культуры и науки, центром всевозможных изысканий в различных областях от оккультизма до медицины, некоторые из них принесли реальные результаты, которые послужили толчком для развития многих технологий и научных направлений. В то время в Праге был целый квартал, где жили исследователи и экспериментаторы в разных областях, назывался он Злата уличка. Хотя некоторые, особо одарённые личности находили приют прямо во дворце императора или вблизи него. Смог ли Рудольф II получить желанное золото из свинца и Философский камен, доподлинно не установлено, хотя слухи, легенды и теории по этому поводу существуют разные.
Что известно точно, так это то, что в 1588 году приехал в Прагу нюрнбергский резчик по камню, гравёр и ювелир Каспар Леман, который усовершенствовал резьбу и гравировку по горному хрусталю, а затем и по богемскому стеклу, которое также часто называли «лесным стеклом». Дело в том, что изначально в Богемии вырезали кубки и чаши из цельного горного хрусталя и уже позже стали использовать стекло. Чтобы отличаться от венецианцев стекольщики Богемии придумали добавлять в порошок для изготовления стекла вместо соды карбонат кальция или калий поташем, который добывали из древесной золы. Лесов в Богемии было превеликое множество. Отсюда и название «лесное стекло». Такое стекло было толстым, прочным и тяжёлым как горный хрусталь. А когда научились его искусно огранять по аналогии с драгоценными камнями, то такая огранка получила название алмазной, а произведения из Богемии потихоньку начали вытеснять с рынка всех конкурентов.
Переломным моментом стал XVII век, когда мода на венецианское стекло постепенно прошла, и богемское стекло заняло ведущие позиции в производстве и сбыте во всей Европе.
Но само понятие богемский хрусталь появилось немного позже, это произошло с открытием англичанина Рэйвенскрофта, который искал состав, способный имитировать визуально природные алмазы. Исследователь добавил в состав «лесного стекла» окись свинца и таким образом появился первый хрусталь. Идеально прозрачный, твёрдый, звонкий, а при огранке начинавший играть и преломлять свет, подобно бриллианту.
Вот после этого чудесного открытия богемский хрусталь действительно завоевал весь мир, став полноправным атрибутом эпохи роскошного барочного искусства. Бокалы, чаши, фужеры, рюмки, стаканы, вазы и блюда из Богемии стали украшением каждого дворца и особняка, как по эту, так и по ту сторону океана. Короли и герцоги, властители всех рангов, сильные мира сего и все, кто хотел походить на них и подражать им, предпочли это стекло всему другому.
А в 1724 году придворный чешский мастер по огранке Йозеф Пальме получил королевский патент на изготовление хрустальных люстр. И вместе с этим началась новая эпоха богемского стекла. Дворцы и особняки знати по всему миру получили необыкновенные по виду, восхищавшие исполнением изумительные украшения. Такие люстры приобретали все королевские и царские дворы того времени от Франции до России.
На смену необузданной роскоши барокко и рококо приходит классицизм, основанный на принципах античного искусства. Стиль благородный и сдержанный, но чрезвычайно гармоничный. Мастера Богемии откликнулись на изменения. Новые технологии и внешний облик их изделий продолжали поражать своим великолепием. Хрусталь, покрытый эмалью, тончайшая искусная гравировка, новые цветовые решения и формы, повторяющие античные произведения всё это позволило богемскому стеклу не потерять своих позиций.
Блог Интересно
Когда на рубеже старой и новой эры Великий Рим завоевал Галлию, то часть кельтских племён покинула родные края и вынуждена была переселиться к реке Дунай. С тех пор местность эта стала носить имя «боэмия» (Bohemia), от кельтского названия племени «boji». В наши дни, как вы уже догадались, Богемия принадлежит современной Чехии, стране, которая подарила миру удивительное богемское стекло. Привезли ли с собой кельты секреты римского производства и резьбы по стеклу или были у них свои секреты, кто знает?
Датой, от которой официально ведёт отсчёт история богемского стекла, историки считают XII век, тогда в летописях находят первые упоминания о стеклопроизводстве при монастырях. Первые светские мастерские и цеха стеклодувов упоминаются в XIII веке. Но как полагают некоторые исследователи, процесс изготовления стекла в том или ином виде начался задолго до дошедших до нас рукописей. В средние века богемским стеклом торговали во Франции, Фландрии и Саксонии. Но занять лидирующие позиции в этом деле Богемии не удавалось. Как не старались богемские стеклодувы, на протяжении нескольких столетий первое место по производству качественного стекла занимала Венеция, строжайше охранявшая свои секреты под страхом смертной казни.
Но время шло, технологии не стояли на месте, качество богемского стекла становилось всё лучше. Новым этапом в развитии производства и резьбы по стеклу стал конец XVI века, времена правления императора Рудольфа II. Личность известная и неоднозначная: император так мечтал раскрыть секреты древних алхимиков и магов, и научиться превращать свинец в золото, а также раскрыть заодно и секрет Философского камня, что приглашал и давал своё покровительство всем талантливым алхимикам, магам, учёным и мастерам (в то время разница подчас была невелика!) со всей Европы. Прага того периода действительно была столицей культуры и науки, центром всевозможных изысканий в различных областях от оккультизма до медицины, некоторые из них принесли реальные результаты, которые послужили толчком для развития многих технологий и научных направлений. В то время в Праге был целый квартал, где жили исследователи и экспериментаторы в разных областях, назывался он Злата уличка. Хотя некоторые, особо одарённые личности находили приют прямо во дворце императора или вблизи него. Смог ли Рудольф II получить желанное золото из свинца и Философский камен, доподлинно не установлено, хотя слухи, легенды и теории по этому поводу существуют разные.
Что известно точно, так это то, что в 1588 году приехал в Прагу нюрнбергский резчик по камню, гравёр и ювелир Каспар Леман, который усовершенствовал резьбу и гравировку по горному хрусталю, а затем и по богемскому стеклу, которое также часто называли «лесным стеклом». Дело в том, что изначально в Богемии вырезали кубки и чаши из цельного горного хрусталя и уже позже стали использовать стекло. Чтобы отличаться от венецианцев стекольщики Богемии придумали добавлять в порошок для изготовления стекла вместо соды карбонат кальция или калий поташем, который добывали из древесной золы. Лесов в Богемии было превеликое множество. Отсюда и название «лесное стекло». Такое стекло было толстым, прочным и тяжёлым как горный хрусталь. А когда научились его искусно огранять по аналогии с драгоценными камнями, то такая огранка получила название алмазной, а произведения из Богемии потихоньку начали вытеснять с рынка всех конкурентов.
Переломным моментом стал XVII век, когда мода на венецианское стекло постепенно прошла, и богемское стекло заняло ведущие позиции в производстве и сбыте во всей Европе.
Но само понятие богемский хрусталь появилось немного позже, это произошло с открытием англичанина Рэйвенскрофта, который искал состав, способный имитировать визуально природные алмазы. Исследователь добавил в состав «лесного стекла» окись свинца и таким образом появился первый хрусталь. Идеально прозрачный, твёрдый, звонкий, а при огранке начинавший играть и преломлять свет, подобно бриллианту.
Вот после этого чудесного открытия богемский хрусталь действительно завоевал весь мир, став полноправным атрибутом эпохи роскошного барочного искусства. Бокалы, чаши, фужеры, рюмки, стаканы, вазы и блюда из Богемии стали украшением каждого дворца и особняка, как по эту, так и по ту сторону океана. Короли и герцоги, властители всех рангов, сильные мира сего и все, кто хотел походить на них и подражать им, предпочли это стекло всему другому.
А в 1724 году придворный чешский мастер по огранке Йозеф Пальме получил королевский патент на изготовление хрустальных люстр. И вместе с этим началась новая эпоха богемского стекла. Дворцы и особняки знати по всему миру получили необыкновенные по виду, восхищавшие исполнением изумительные украшения. Такие люстры приобретали все королевские и царские дворы того времени от Франции до России.
На смену необузданной роскоши барокко и рококо приходит классицизм, основанный на принципах античного искусства. Стиль благородный и сдержанный, но чрезвычайно гармоничный. Мастера Богемии откликнулись на изменения. Новые технологии и внешний облик их изделий продолжали поражать своим великолепием. Хрусталь, покрытый эмалью, тончайшая искусная гравировка, новые цветовые решения и формы, повторяющие античные произведения всё это позволило богемскому стеклу не потерять своих позиций.
Блог Интересно
Следующая запись: Насколько разные у всех сердца... А, ключ один - любовь и доброта!
Лучшие публикации